Опорный конспект как средство развития познавательной активности обучающихся. Преподаватель истории Шибаева С.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Опорный конспект и структурно- логическая схема как средство развития познавательной активности учащихся на уроках.
Advertisements

1 Государственное специальное ( коррекционное ) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии Специальная ( коррекционная.
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)
Пример технологической карты урока открытия нового знания Этап урока Время Деятельность учеников Деятельность учителя Планируемые результаты ПредметныеУУД.
ОСОБЕННОСТИ УРОКА общеметодологической направленности (УОМН) (урока построения системы знаний)
«Системно – деятельностный подход: обучение как средство формирования УУД и личностных качеств учащихся» «Мои ученики будут узнавать новое не от меня,
Развивающие педагогические технологии Из опыта работы учителя истории МОУ Октябрьская СОШ Александровой Л.А.
Русский язык 3 класс ОС «Школа 2100» Учитель: Разумова Ольга Владимировна.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Использование модульной технологии на уроках математики Караваева Р.В. – учитель математики, МОСШ 6.
Учебные элементы урока Подробное разъяснение основных задач, методов и приёмов на всех этапах современного урока.
Блочно-зачетная система преподавания как способ развития словесно- логического мышления и творческих способностей учащихся. Тема педагогической концепции.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 г.Татарска Петрова О.А. учитель математики.
Методический день. Учитель, который мало или вообще не принимает во внимание различия индивидуальностей в классе, есть личность, которой безразличны жизнь.
Методическая разработка по русскому языку на тему: Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе
Каким может быть современный урок Урок как целостная дидактическая система Глава 2 из книги С.С.Татарченковой Урок как педагогический феномен.
Анализ современного урока В помощь учителю
Мультимедийная презентация урока биологии в 7 классе Донская Ольга Демьяновна МБОУ «СОШ 14» г. Нефтеюганск.
Блочно- модульная технология в преподавании математики 1. Проблемный модуль 2. Информационный модуль 3. Расширенный модуль 4. Модуль систематизации 5.
«Формы организации познавательной деятельности с учащимися, способствующие самостоятельному усвоению знаний на уроках математики»
Транксрипт:

Опорный конспект как средство развития познавательной активности обучающихся. Преподаватель истории Шибаева С.В.

Перед современным преподавателем истории вот уже целое десятилетие стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета: альтернативные подходы к оценке событий прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные этические оценки исторических личностей и хода событий.

Появилась идея изучать исторический материал блоками, которые включали бы цельные темы. события и факты, выстроенные в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую студентом, и к тому же с, выделенными, узловыми под вопросами и под темами, приводят к получению нового качественного результата. Цельный взгляд на историческое событие, единая цепочка «причина, событие, последствия», выделение узловых проблем и событий - вот главная суть опорных конспектов на уроках истории. Историческое преподавание страдает раздробленностью материала и событий. Нередко изученное на уроке студент забывает ещё до того, как узнает. Если материал всей темы просто предлагается на нескольких уроках через рассказ, лекцию, беседу, то это в большинстве случаев запутывает студента, в его голове образуется каша из множества мелких под тем.

Применение опорных конспектов предполагает решение одной немаловажной задачи существенное сокращение учебного материала, появляется время для изучения дополнительных материалов, возможность включать в процесс обучения уроки- портреты, исторические путешествия, творческие задания. Работа по опорным конспектам приводит к изменению системы проверки знаний. Теперь, это не просто проверка знания конспекта лекции или пункта темы, а контроль над знанием целых тем, событий, причинно-следственных связей.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ Это система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов.

Блок-тема зашифрована в систему знаков-опор. Это символы, слова, даты, стрелки перехода или превращения, знака противостояния или союза. При этом большинство этих знаков унифицировано. Они позволяют выявить и зафиксировать общие причины и тенденции исторического процесса.

Пример мини-блока опорного конспекта

пример целого листа с опорными сигналами

КАК СОСТАВИТЬ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ? Основные принципы, которыми предлагает воспользоваться Виктор Федорович Шаталов. Лаконичность (300–400 печатных знаков). Структурность (4–5 связок, логических блоков). Смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов). Унификация печатных знаков. Автономность. Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным. Ассоциативность. Доступность воспроизведения. Цветовая наглядность и образность.

Как работать с опорными конспектами (памятка студенту) 1. Очень внимательно выслушай объяснения преподавателя по опорному конспекту; 2. На уроке, выдели цветом основные вопросы темы (блоки опорного конспекта); 3. Выполни домашнее задание в этот же день; 4. Читая текст учебника сопоставляй его с опорным конспектом, обязательно расшифруй все сигналы опорного конспекта; 5. Закрой учебник и расскажи содержание параграфа по опорному конспекту; 6. Если возникли затруднения, прочти текст параграфа ещё раз; 7. Попробуй записать твой ответ по опорному конспекту на диктофон. Это поможет тебе усовершенствовать твою речь, преодолеть застенчивость; 8. Выучи опорный конспект наизусть; 9. Всегда помни, что на воспроизведение опорного конспекта на уроке отводится строго определённое время.

элементы системы опорных конспектов 1.Блочное модульное построение учебного материала; 2.Мотивация учебной деятельности на основе целеполагания; 3. Преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством преподавателя по усвоению знаний и умений; 4.Организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии обучающегося и преподавателя.

Этапы работы с опорными конспектами. Развёрнутое объяснение учителем нового материала. Повторное сжатое объяснение по листу с опорными сигналами, расшифровка символов. Изучение опорных сигналов каждым студентом по раздаточному материалу Самостоятельная домашняя работа студента с учебником и листом с опорными сигналами. Письменное воспроизведение опорных сигналов по памяти; Взаимопроверка однокурсниками. Воспроизведение несколькими студентами одного-двух блоков опорного конспекта на доске. Постоянное повторение и углубление изученного материала по опорным конспектам на повторительно-обобщающих уроках. Через каждые пять- шесть уроков ребята получают короткий конспект, в конце которого даётся около десяти вопросов для повторения. По указанию преподавателя студент отвечает либо на один из этих вопросов, либо выполняет ряд тестовых заданий.

Преимущества системы опорных конспектов. Гибкость (подвижность элементов структуры проблемного модуля, Возможность дифференцирования и индивидуализации. Технологическая динамичность и взаимозаменяемость приемов и методов обучения, системы контроля и оценивания достижений студентов; Возможность прогнозирования учебной деятельности с учетом особенностей учебного материала и специфики конкретного коллектива студентов; Простота для студентов и преподавателя истории, которая позволяет достигать реальных результатов в решении заданий педагога. Систематическая (от занятия к занятию, от темы к теме) самостоятельная деятельность студентов при обучении истории, дифференцированная в парах, группах, индивидуально.

Практика показала, что уроки истории с использованием опорных конспектов, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса студентов, систематизирует знания, развивают коммуникативные навыки. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от подростка преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверие в свои силы.