ВУЗ И РАБОТОДАТЕЛЬ : ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя Совета по филологии УМО по.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Родионова С.Е., к.ф.н., доц., Башкирский государственный университет Компетентностная модель бакалавра филологии и ее реализация вузами РФ.
Advertisements

Вузовские основные образовательные программы на основе ФГОС-3 по направлению подготовки «Филология» Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя.
Коммуникативнаясоставляющая подготовкибакалавра по профилю"Прикладная филология":варианты модификации Е.Г. Елина, д.ф.н., проф. (Саратовский ГУ); А.А.
Вопросы перехода на ФГОС из документов об образовании каждой страны ( от законов об образовании до приложений к диплому и учебных планов отдельных.
Основные образовательные программы Рекомендации по формированию.
Примерная основная образовательная программа «Прикладная филология» Пленум Совета по филологии 7-8 октября 2009 г., Великий Новгород Алексей Андреевич.
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
Профессионально-общественная аккредитация образовательных организаций Материалы программы повышения квалификации «Методология профессионально - общественной.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
О ПРИНЯТИИ КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕХОДА НА УРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ УГАЭС НА гг.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЗОВАНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 11 марта 2011 г. N 164 ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Требования ФГОС ВПО третьего поколения. Информация о совещании проректоров в МГМУ от г. Г. МОСКВА Проректор по УВ и СР, доцент З.З.Нажмудинов.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Родионова С.Е., к.ф.н.,доц., филологический факультет Алгоритм создания вузовской ООП магистра.
О конкурсном отборе и требованиях к программам повышения квалификации инженерных кадров Т.М.Трофимова, НФПК.
« Математика и информатика » I курс.12 группа Ефимова Валерия Игоревна Московский Государственный Областной Университет.
Транксрипт:

ВУЗ И РАБОТОДАТЕЛЬ : ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию ВУЗ И РАБОТОДАТЕЛЬ : ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ VI Гуманитарные чтения РГГУ, март 2013 г.

Работодатели во ФГОС 4.3. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно - педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей ; К образовательному процессу должно быть привлечено не менее ______ процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.

Работодатели во ФГОС 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем : - разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей ; - регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности ( стратегии ) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей ;

Работодатели во ФГОС 8.4. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности – для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины и так далее.

Алгоритм разработки образовательной программы 1. Определение социального заказа и требований работодателей к выпускникам ( при отсутствии соответствующих профессиональных стандартов ). 2. Формулировка цели ( миссии ) программы и « портрета » выпускника : к каким видам деятельности и к решению каких профессиональных задач будет подготовлен выпускник ? 4. Формулировка компетенций ( общекультурных и профессиональных ), которые должны быть сформированы у студента в процессе обучения. 5. Соотнесение формируемых в процессе подготовки компетенций с результатами обучения по отдельным дисциплинам и модулям образовательной программы.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1024 " Об утверждении Порядка проведения конкурса на установление имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан по направлениям подготовки ( специальностям ) для обучения за счет средств федерального бюджета по образовательным программам среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с лицензией, предоставленной образовательному учреждению "

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N Проведение конкурсного отбора по установлению контрольных цифр приема по направлениям подготовки ( специальностям ) высшего профессионального образования осуществляется в соответствии со следующими показателями деятельности образовательных учреждений за год, предшествующий году, в котором проводится конкурс … - процент выпускников образовательного учреждения, обучавшихся по очной форме обучения, трудоустроившихся по специальности в течение одного года после окончания образовательного учреждения

Трудности взаимодействия с работодателем (для фундаментальных гуманитарных направлений подготовки) 1. Подвижность границ « трудоустройства по специальности »: а ) научная работа ; б ) преподавание профессиональных дисциплин ; в ) перевод в профессиональной сфере. « Непрофильная » ( в традиционном понимании ) деятельность поглощает большую часть выпуска : а ) органы управления, культуры и т. п.; б ) средства массовой информации ; в ) коммерческая сфера ( редактирование и перевод юридических и финансовых документов и т. п.).

Трудности взаимодействия с работодателем (для фундаментальных гуманитарных направлений подготовки) 2. Трудность « перевода » языка компетенций ( понятных работодателю ) на « язык » учебного плана при : а ) традиционном дисциплинарном формате учебного плана и дисциплинарно - цикловой модели ФГОС ; б ) отечественной традиции гуманитарного образования, ориентированной прежде всего на сообщение выпускнику глубоких профессиональных знаний и широкого культурного кругозора ), а не прикладных навыков. 3. Несформированность объединений работодателей в гуманитарной сфере. 4. Неготовность работодателей к формулированию требований к выпускникам - гуманитариям, в том числе на языке компетенций.

Виды деятельности выпускника (ФГОС по направлению подготовки «Филология» ) 4.3. Бакалавр по направлению подготовки Филология готовится к следующим видам профессиональной деятельности : научно - исследовательская в научных и научно - педагогических учреждениях, организациях и подразделениях ; педагогическая в системе среднего общего и среднего специального образования ; прикладная ( например, переводческая, редакторская, экспертная, аналитическая ) в учреждениях образования, культуры, управления, средств массовой информации ; в области языковой и социокультурной коммуникации, социально - гуманитарной деятельности ; проектная деятельность в образовательных и культурно - просветительских учреждениях, литературных и литературно - художественных музеях, в социально - педагогической, гуманитарно - организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной областях ; организационно - управленческая деятельность во всех вышеперечисленных сферах.

Объекты деятельности выпускника (ФГОС по направлению подготовки «Филология» ) 4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки Филология являются : языки ( отечественные и иностранные ) в их теоретическом и практическом, синхроническом, диахроническом, социокультурном и диалектологическом аспектах ; художественная литература ( отечественная и зарубежная ) и устное народное творчество в их историческом и теоретическом аспектах с учетом закономерностей бытования в разных странах и регионах ; различные типы текстов – письменных, устных и виртуальных ( включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов ); устная и письменная коммуникация.

Задачи профессиональной деятельности (ФГОС по направлению подготовки «Филология» ) сбор и обработка ( в том числе организация, переработка, хранение, трансформация и обобщение ) языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий ; создание на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов ( например, устное выступление, обзор, аннотация, реферат, докладная записка, отчет ; официально - деловой, публицистический, рекламный текст ); работа с документами в учреждении, организации или на предприятии ; доработка и обработка ( корректура, редактирование, комментирование, систематизирование, обобщение, реферирование ) различных типов текстов ; подготовка обзоров ; осуществление устной и письменной коммуникации, как межличностной, так и массовой, в том числе межкультурной и межнациональной.

Алгоритм взаимодействия вуза и работодателя для гуманитарной сферы 1. Мониторинг трудоустройства выпускников в сферах, заданных ФГОС. 2. Поиск соответствующих объединений работодателей. 3. Корректировка совместно с работодателями задач профессиональной деятельности выпускников, участие в разработке профстандартов. 4. Согласование перечня компетенций ФГОС с работодателями и профстандартами ( при их наличии ). 5. Коррекция вариативной части образовательной программы ( учебного плана ) в соответствии с профессиональными задачами и формируемыми компетенциями выпускника.

Рекомендации разработчикам профессиональных стандартов в гуманитарной сфере деятельности Уйти от узко -« должностного » формулирования требований к выпускнику. Характеризовать в как можно более широком наборе и обобщенных формулировках профессиональные задачи, которые должен уметь решать выпускник. Описывать сферу профессиональной деятельности выпускника в терминах базовых компетенций, выражающих суть этой деятельности. Максимально отрешиться от « сиюминутности » в предъявляемых к выпускнику требованиях.

ВУЗ И РАБОТОДАТЕЛЬ : ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию ВУЗ И РАБОТОДАТЕЛЬ : ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ VI Гуманитарные чтения РГГУ, март 2013 г.