Автор - Доронина Валентина Ивановна преподаватель по классу домры ГБОУ ДОД «ДМШ 22» Г. Петергоф Санкт-Петербург 2013 г.
Знакомство с историей и развитием русского народного инструмента - домра. привитие любви к народным инструментам.
Первые упоминания о домре обнаружены в источниках XV века. В них говорится о домре как о довольно распространенном уже в ту пору на Руси инструменте. Сведения о домре в России сохранились в старинных дворцовых записях и в лубочных картинках. Игроки на домре назывались домрачеями. Историческим письменным свидетельством о домре можно считать запись в старинной новгородской книге конца XV начала XVI веков о Калинке «домрачее». В переписных документах этого периода профессии «домрачей» и «доморник» встречаются неоднократно.
Непосредственное название инструмента обнаруживается только в памятниках XVII столетия. В 1627 году русский живописец Симон Ушаков составил описание росписи древней стены Грановитой палаты московского Кремля (сооружение которой относится к гг.). В описании Ушаков дважды упоминает название инструмента: «человек играет в домру» и «сидят подле стола на скамье люди и играют в гусли и в скрипки и в свирели и в волынки и в домры». Современная домра была восстановлена и усовершенствована музыкантом В.В. Андреевым по сохранившимся образцам. В гг. он в содружестве Ф. С. Пасербским и С.И. Налимовым создал целое семейство домр от пикколо до контрабаса. В 1914 г. Был организован квартет, а в 1919 г. – оркестр Русских народных инструментов в состав которого вошли и домристы.
В конце XIX века, амбициозный молодой человек, потомственный дворянин Василий Васильевич Андреев взяв за основу некую вятскую домру (впоследствии оказалось, что это балалайка с округлым корпусом), укоротил ее и без того не длинный гриф и увеличил округлый корпус. Тем самым он, вместе с Ф.С. Пасербским, Н.П. Фоминым и С.И. Налимовым, в 1896 году создал совершенно новый инструмент совсем иного семейства, но дал ему имя старого русского инструмента – домра. Таким образом, В. В. Андреев не восстановил русскую домру, а создал свой собственный новый инструмент
Домра старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет три (иногда четыре) струны, играют на ней, как правило, с помощью медиатора. Домра является прообразом русской балалайки.
Музыканты-ученые предполагают, что древним предком нашей русской домры явился египетский инструмент, получивший у греческих историков наименование «пандура». Инструмент этот под названием «танбур», возможно, проник к нам через Персию, торговавшую с Закавказьем. Кстати, в Малой Азии и Закавказье до сих пор бытуют инструменты, близкие нашей домре. А у народов, занимавших промежуточное географическое положение между славянскими и азиатскими, есть совершенно аналогичные инструменты с похожими названиями: у грузин чунгури и пандури, у южных славян танбура, у украинцев бандура, у туркменов дутар, у монголов домбур, у киргизов и татар думра, у остяков домбра, у калмыков домр.
«В её три струнки включены все состояния души: И смех, и радость, и печаль, и молодецкая удаль. Лишь только медиатор струн коснётся - На звуки музыки и ваше сердце отзовётся - Уж так природа человека создала - Поёт от звуков домрочки душа.»
Трехструнные домры бывают нескольких видов: пикколо, малая, альтовая, басовая.
Самая маленькая и писклявая называлась «домришка». Домра пикколо - домра, обладающая самим высоким голосом. Широко применяется в оркестре Русских народных инструментов. Домра пикколо. Строй: первая струна ля второй октавы, вторая ми второй октавы и третья струна си первой октавы. Во избежание большого количества добавочных линеек, звуки для домры пикколо нотируются октавой ниже действительного звучания. Несмотря на небольшой размер, обладает сильным звуком. В оркестрах даже большого состава вполне достаточно одной-двух домр пикколо. Небольшой гриф с тесно расположенными на нем ладами и ответственность партий, исполняемых домрой пикколо, требуют от исполнителя высоко техники игры.
Малая домра ведущий инструмент в оркестре; на ней также исполняют соло в сопровождении фортепиано, баяна, гитары, ансамбля и оркестра. Отличается ровной звучностью во всем диапазоне, за исключением последних пяти верхних звуков. На инструменте возможны сложные пассажи, различные фигурации в быстром движении. Мелодии напевного характера звучат выразительно. Малая домра является основным инструментом при обучении.
. Альтовая домра инструмент с мягким звуком бархатистого оттенка. Строй: первая струна ре первой октавы, вторая ля малой октавы и третья струна ми малой октавы. Для удобства записи звуки партии альтовой домры нотируются октавой выше действительного звучания. Крайние верхние звуки звучат несколько напряженно. В среднем регистре хорошо и выразительно звучат мелодии напевного характера. Инструмент обладает большими техническими возможностями.
Басовая домра инструмент с ровным, глубоким по тембру звуком. Строй: первая струна ре малой октавы, вторая ля большой октавы и третья струна ми большой октавы. На ней хорошо звучат как гармонические басы, так и мелодии басового регистра. Большой размер инструмента препятствует преодолению сложных технических трудностей. Самая большая и низкая по звучанию – «домра басистая».
Домра-пикколо Домра малая Домра бас Домра альт
Немаловажным в вопросе о качестве звукоизвлечения имеет большое значение самого медиатора, который по сути своей является посредником между пальцами нашей руки и струнами. Они бывают различной формы, конфигурации, толщины (от 0.6 од 2 мм.), материала (от стеклоподобных полимеров, напоминающих оргстекло до всеми известного капрона, широко используемого в легкой промышленности). ПРО МЕДИАТОРЫ