Интегрированный урок музыки и математики 5 класс Учитель Осипова Г.В.
В древности к целым и дробным числам относились по-разному: предпочтения были на стороне целых чисел. Но Пифагор, который трепетно относился к натуральным числам, создавая теорию музыкальной шкалы, связал основные музыкальные интервалы с дробями Пифагор Самосский ( г.г. до н.э.) древнегреческий философ и математик
Любая запись нотного текста начинается с дроби – музыкального размера. Размер указывает на ритм исполняемой музыки. Обозначается он цифрами около ключа.
Числитель показывает количество долей, на которые «разбивается» музыкальное произведение. Основными являются двудольные и трехдольные размеры. Это легко определить на слух.
Если под музыку удобно считать «раз, два, раз, два», то это двудольный размер и в числителе цифра 2 Если удобно считать «раз, два, три, раз два, три», то это трехдольный размер и в числителе будет цифра 3
Сейчас попробуйте на слух определить музыкальный размер – двудольный или трехдольный?
Знаменатель дроби в обозначении музыкального размера показывает определенную ритмическую длительность. А сами ритмические длительности тоже образуются с помощью дробей
Ноты отличаются по длительности звучания. Самая «длинная» нота – целая. Её обозначают знаком – С точки зрения математики целую ноту можно принимать за единицу 1
Нота вдвое короче - половинная Половинной ноте соответствует дробь
Нота, которая ещё в два раза короче - это четвёртая. Ей соответствует дробь одна четвёртая. РАЗ-ИДВА-И
Восьмая нота имеет ещё меньшую длительность Ей соответствует дробь РАЗ-И ДВА-И
Самая короткая нота – шестнадцатая Дробь - одна шестнадцатая РАЗ - И ДВА - И
целаяполовиннаячетвертнаявосьмая шестнад- цатая
Из рисунка мы видим, что нотная запись разбита вертикальными линиями на отдельные части. Каждая такая часть называется тактом.
Мелодия в размере 4/4. Последний такт незакончен. Сколько четвертей не хватает в такте?
Посмотри, чего не хватает в записи ритмического рисунка? Добавь недостающие элементы, используя данный размер!
Разгадаем ребус. Единичный отрезок равен 8 клеток. Отметьте на координатном луче точки: Какое слово зашифровано?
О чём мы сегодня говорили на уроке? Чем были полезны знания, приобретенные нами на математике? Какое значение имеют дроби в музыке? Где можно применить полученные знания?