Международный форум Экология и экономика 6-9 июня, Екатеринбург Секция 1. Киотский Протокол. Углеродные инвестиции. Киотский Протокол. Региональный аспект: экономический рост и экологические ограничения. Ануфриев В.П., генеральный директор ОАО Уральский центр энергосбережения и экологии Тел./факс: (343) , (343) ,
Законодательная база по реализации Киотского протокола в РФ Федеральный закон О ратификации рамочной Конвенции ООН об изменении климатаот 4 ноября 1994 года N 34-ФЗ Федеральный закон (Постановление о ратификации КП) Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды приказ от 23 марта 2001 г. 40 об утверждении порядка централизованного учета документов о выбросах и стоках парниковых газов Федеральный закон Российской Федерации от 4 ноября 2004 г. N 128-ФЗ О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата Комплексный план действий по реализации в РФ Киотского протокола к РКИК ООН, утвержденный Председателем Правительства РФ Фрадковым М.Е. 26 февраля 2005г. Распоряжение Правительства Российской Федерации 278-р от 1 марта 2006 года о создании российской системы оценки антропогенных выбросов Документ по ПСО находится в разработке (готовность июнь-июль) Международный форум Экология и экономика 6-9 июня, Екатеринбург
Структура Положения о реализации инвестиционных проектов, направленных на сокращение антропогенных выбросов из источников или на увеличение абсорбции поглотителями ПГ в рамках статьи 6 КП к Рамочной конвенции ООН об изменении климата Даются такие понятия как инициатор проекта, инвестор проекта, единица сокращения выбросов и др.(«проект совместного осуществления – инвестиционный проект в форме капитальных вложений, в результате осуществления которого происходит сокращение выбросов или увеличение абсорбции выбросов ПГ и утвержденный в качестве ПСО в соответствие с данным Положением») Формирование объемов сокращения выбросов ПГ («основанием для формирования лимита сокращения выбросов ПГ является решение Правительства РФ, устанавливающее предельный объем сокращения выбросов ПГ») Правила разработки проектов совместного осуществления («утверждение и реализация ПСО осуществляется на основании таких документов, как наименование и тип проекта, его цели и задачи, место реализации, планируемая величина выбросов к и снижение объемов выбросов к , сведения об инвесторе, описание способа действий и применяемых технологий в рамках проета, описание оценки воздействия на ОС в результате проекта, сведения о менеджменте проекта, план реализации проекта и мониторинга, выбор инвестиционного консультанта Критерий эффективности реализации совместного проекта (эффективность реализации ПСО оценивается по достижению показателей заявленных в проекте) Порядок утверждения ПСО
КОНЦЕПЦИЯ Федерального Закона «О деятельности по сокращению антропогенных выбросов из источников или увеличению антропогенной абсорбции поглотителями парниковых газов в Российской Федерации» ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ Федеральный закон определяет правовые основы деятельности при реализации «Киотских механизмов». Цель закона соблюдение РФ своих количественных обязательств через Киотские механизмы. Закон вводит основные понятия и определения, описывает сферу применения, законодательства РФ о деятельности по сокращению выбросов, гарантии защиты прав субъектов деятельности, описывает права и обязанности субъектов деятельности. Объектами деятельности по сокращению выбросов являются различные виды существующих, создаваемых, модернизируемых источников и поглотителей различных форм собственности. Субъектами деятельности являются РФ, российские и иностранные юридические лица, иностранные государства, международные организации, международные организации, являющиеся контрольными органами.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Основной принцип – это создание благоприятных условий, невмешательство государства в хозяйственную деятельности субъектов. Закон вводит понятие государственной системы оценки антропогенных выбросов, понятие Государственного реестра учетных единиц выбросов, Государственного реестра проектов по сокращению выбросов. Все эти институты функционируют на основании положений, утверждаемых правительством Российской Федерации. Закон вводит понятия отдельных видов учетных единиц. Закон регламентирует общие основы осуществления в Российской Федерации ПСО и МЧР. ЦЭИ законом не поддерживаются. Закон отсылает к двусторонним соглашениям между РФ и др. странами. КОНЦЕПЦИЯ Федерального Закона «О деятельности по сокращению антропогенных выбросов из источников или увеличению антропогенной абсорбции поглотителями парниковых газов в Российской Федерации»
УГЛЕРОДНЫЕ ЕДИНИЦЫ КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА Закон не предполагает считать учетные углеродные единицы самостоятельным объектом гражданского оборота. Углеродные единицы – это учетное подтверждение результата деятельности по сокращению выбросов. Такой результат не отделим от самой деятельности. Законом предполагается, что деятельность по сокращению выбросов – это инвестиционная деятельность, осуществляемая для снижения выбросов. При ПСО снижение выбросов подтверждается АНО и является единственным прямым результатом деятельности. По итогам Заключения АНО о сообщенных выбросах из Государственного реестра проектов выбросов выдается сертификат, подтверждающий результат деятельности. Предъявление сертификата в Государственный реестр учетных единиц вызывает обязанность соответствующего государственного органа конвертировать ЕУК в ЕСВ и отправить их в принимающую страну. КОНЦЕПЦИЯ Федерального Закона «О деятельности по сокращению антропогенных выбросов из источников или увеличению антропогенной абсорбции поглотителями парниковых газов в Российской Федерации»
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. Деятельность по ПСО в РФ попадает под обычную систему налогообложения. Деятельность по МЧР соответственно под налогообложение страны исполнения. При ПСО ЕСВ передаются в реестр принимающей страны Государством, следовательно у участника проекта отсутствует экспорт (снимается проблема таможенных платежей и экспортного НДС). Результат деятельности неотделим от самой деятельности и объектом КП быть не может. При заключении соглашений ПСО участники будут их оформлять как инвестиционные соглашения с правом инвестора на результат деятельности, которым является снижение выбросов и право на требование передачи ЕСВ в реестр другой страны. КОНЦЕПЦИЯ Федерального Закона «О деятельности по сокращению антропогенных выбросов из источников или увеличению антропогенной абсорбции поглотителями парниковых газов в Российской Федерации»
1. Датская программа СО – 130 млн. евро для стран ЦВЕ и России 2. Австрийская программа СО - 72 млн. евро для стран Восточной Европы и России + МЧР 3. Итальянский Углеродный Фонд – начальный капитал 15 млн. евро с возможностью увеличения 4. Программа Нидерландов (ERUPT) 5. Апробация механизмов СО и торговли в программе BASREC - участвуют скандинавские страны. 6. ЕБРР - 32 млн. евро взнос голландского фонда,. 7. Деятельность по подготовке пилотных проектов СО – Норвегия, Швеция, Финляндия, несколько млн. евро 8. Европейский Инвестиционный Банк (EIB) – фонд технической помощи в объеме до 3 млн. долл. США; возможно создание фонда прямых инвестиций в углеродные проекты СПРОС НА ПРОЕКТЫ СО Международный форум Экология и экономика 6-9 июня, Екатеринбург
Третья Международная Выставка – Ярмарка Углеродных проектов 10 – 12 Мая 2006 г участников из 94 стран Вторая Выставка – Ярмарка, состоявшаяся в 2005 году собрала 1500 участников из 87 стран Международный форум Экология и экономика 6-9 июня, Екатеринбург
Покупатели углеродного рынка (Кельн г.) Climate Change Consulting GmbHm, Germany Asja Ambiente Italia S.p.A., Italy Baker & McKenzie, Austraslia BVQI, UK Carbon Asset Management International AG (CAMCO) ENDESA, Spain European Climate Exchange, Netherlands Evolution-Menert s.r.o., Slowakia ICF Consulting, USA JBIC, Japan Bank for International Cooperation, Japan Kommunalkredit Public Consulting GmbH, Austria LRQA – Lloyds Register Quality Assurance Ltd., UK MGM International, USA The Cold Standard c/o BASE, Switzerland Международный форум Экология и экономика 6-9 июня, Екатеринбург
Большинство УФ рассматривают проекты, в которых происходит сокращение выбросов ПГ в объеме не менее 50 тыс. тонн СО 2- экв /год. Вид топливаСнижение потребления топлива Природный газ25 млн. м 3 Уголь тонн Автомобильное топливо тонн Мазут тонн Международный форум Экология и экономика 6-9 июня, Екатеринбург
Потенциал снижения выбросов ПГ в УрФО Международный форум Экология и экономика 6-9 июня, Екатеринбург
УЦЭЭ – энергоаудиторская компания ОАО УЦЭЭ выполнил более 70 энергетических аудитов, разработал 7 энергосберегающих программ. Наиболее значимые работы: расширенный аудит ОАО Пневмостроймашина; энергетический аудит ФГУП «Уральский оптико-механический завод» энергоаудит ООО «Юганскнефтегаз» (Юкос); Комплексный подход к проблеме энергоэффективности Энергетический аудит и формирование топливно-энергетического баланса; Программа энергосбережения и инвентаризация выбросов парниковых газов (ПГ); Идентификация наиболее эффективных проектов энергосбережения и сокращения выбросов ПГ; Разработка и продвижение инвестиционных проектов; Привлечение инвестиций. Международный форум Экология и экономика 6-9 июня, Екатеринбург
Спасибо за внимание! ОАО «Уральский центр энергосбережения и экологии», Екатеринбург Тел./факс: (343) , (343) , Международный форум Экология и экономика 6-9 июня, Екатеринбург