1 Лекцию читает: Федотов Павел Викторович кандидат юридических наук доцент кафедры уголовного права и криминологии АКАДЕМИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 Тема 7: «Общие положения Указа Президента РФ от 13 апреля 2010 г. 460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на гг.»
3 План лекции: 1. Общие положения Национальной стратегии 2. Цель и задачи стратегии 3. Основные принципы стратегии 4. Основные направления реализации стратегии 5. Способы реализации стратегии 6. Общие положения Национального плана
4 Национальная стратегия противодействия коррупции была утверждена в целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных на противодействие коррупции.
5 НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Во исполнение Национального плана противодействия коррупции в России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней. плана
6 2. Национальная стратегия противодействия коррупции – это постоянно совершенствуемая система мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающая федеративное устройство Российской Федерации, охватывающая федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленная на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемая федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.
7 3. Национальная стратегия противодействия коррупции разработана: а) исходя из анализа ситуации, связанной с различными проявлениями коррупции в Российской Федерации; б) на основании общей оценки эффективности существующей системы мер по противодействию коррупции; в) с учетом мер по предупреждению коррупции и по борьбе с ней, предусмотренных Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции, Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию и другими международными правовыми документами по противодействию коррупции, участником которых является Российская Федерация.
8 5. Цель Национальной стратегии противодействия коррупции: - искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе. 6.Задачи: - формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции; б) организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции; в) обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
9 7.Основные принципы: а) признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации; б) использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции; в) стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"; г) конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегии противодействия коррупции, национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах. законе
10 Основные направления реализации: а) обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции; б) повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию коррупции; в) внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии нормативных правовых актов. Основные направления реализации: а) обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции; б) повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию коррупции; в) внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии нормативных правовых актов.
11 г) совершенствование системы учета государственного имущества и оценки эффективности его использования; д) устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций; е) совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе путем расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме, а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям соответствующего бюджета;
12 ж) расширение системы правового просвещения населения; з) модернизация гражданского законодательства; и) дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции; к) повышение значимости комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов; л) совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений и т.д.
13 Способы реализации Национальной стратегии: а) формирование и исполнение бюджетов всех уровней; б) решение кадровых вопросов; в) осуществление права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации и муниципальных правовых актов; г) оперативное приведение правовых актов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов - в соответствие с требованиями федеральных законов по вопросам противодействия коррупции;
14 д) контроль за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий по противодействию коррупции; е) обеспечение неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективное применение законодательства Российской Федерации; ж) оказание содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении положения дел в области противодействия коррупции; з) активное вовлечение в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества.
15 НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА ГОДЫ В целях реализации Национальной стратегии противодействия коррупции Правительству Российской Федерации, президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции в пределах своей компетенции было предписано: а) принять меры по обеспечению действенного функционирования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, предусмотрев возможность включения в состав комиссий представителей общественных организаций ветеранов, общественных советов, созданных при федеральных органах исполнительной власти;
16 б) обеспечить проведение совещаний с руководителями кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и руководителями подразделений указанных служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений; в) организовать в централизованном порядке переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, по программе, согласованной с Управлением Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров; г) обеспечить подготовку методических рекомендаций по вопросам противодействия коррупции.
17 Национальная стратегия противодействия коррупции была утверждена в целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных на противодействие коррупции.
18 Тема 8: Общие положения Указа Президента РФ от 13 апреля 2010 г. 460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на гг.»
19 Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. N Пр-1568, в России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней. плана
20 НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ I. Общие положения Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. N Пр-1568, в России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней. Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. N Пр-1568, в России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.плана Однако, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации. Однако, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.
21 Антикоррупционную экспертизу может проводить широкий круг субъектов, что позволяет выделять разные ее виды (внутреннюю, внешнюю, независимую). Внутренняя экспертиза нормативных правовых актов, их проектов проводится органами, должностными лицами, эти акты принимающими (издающими). Внешняя экспертиза проводится органами прокуратуры, юстиции. Независимая экспертиза является, по сути, видом внешней экспертизы. Она проводится гражданами, их негосударственными (немуниципальными) объединениями, поэтому ее логичнее именовать общественной экспертизой. В обязательном порядке проводится внутренняя антикоррупционная экспертиза. Проекты нормативных правовых актов проверяются соответствующими правотворческими органами. Органы, организации, их должностные лица проводят экспертизу принятых ими нормативных правовых актов. Они сами определяют последовательность проверки своих актов и ее сроки
22 В ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе» дан перечень нормативных правовых актов и их проектов, для которых обязательна также и внешняя экспертиза. Органы юстиции проводят такую экспертизу проектов актов (например, проектов федеральных законов), проектов документов (например, проектов официальных отзывов на проекты федеральных законов), нормативных правовых актов субъектов РФ. Нормативные правовые акты, вступление в силу которых обусловлено их государственной регистрацией в органах юстиции (например, уставы муниципальных образований), проходят антикоррупционную экспертизу в рамках их государственной регистрации.
23 Органы прокуратуры в соответствии с ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе» проводят внешнюю экспертизу нормативных правовых актов по вопросам прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, деятельности государственных корпораций, фондов, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона. В то же время в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Следует полагать, что органы прокуратуры в обязательном порядке проводят внешнюю экспертизу только тех актов, которые соответствуют приведенным выше критериям обоих законов.
24 Кроме того, органы прокуратуры в обязательном порядке, как представляется, проводят внешнюю экспертизу нормативных правовых актов (проектов) при получении ими в соответствии с ч. 5 ст. 3 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе» информации о выявлении уполномоченными субъектами в рамках внутренней экспертизы в названных актах (проектах) коррупциогенных факторов, устранение которых не входит в их компетенцию. Таким образом, отдельные нормативные правовые акты в обязательном порядке должны пройти антикоррупционную экспертизу 3 раза (1 внутреннюю и 2 внешних). Количество независимых экспертиз, которые не являются обязательными, может быть любым.
25 При этом возникают справедливые вопросы: экспертизы должны быть проведены одновременно, совместно, попеременно, раздельно? Учитывая, что экспертизу проходят как проекты нормативных правовых актов, так и действующие акты, возникает еще один вопрос, должен ли соответствующий орган проводить экспертизу нормативных правовых актов, если он уже проводил экспертизу этих же актов, когда они были проектами? Иначе говоря, возникает вопрос о целесообразном количестве экспертиз, которые проходит нормативный правовой акт. При этом возникают справедливые вопросы: экспертизы должны быть проведены одновременно, совместно, попеременно, раздельно? Учитывая, что экспертизу проходят как проекты нормативных правовых актов, так и действующие акты, возникает еще один вопрос, должен ли соответствующий орган проводить экспертизу нормативных правовых актов, если он уже проводил экспертизу этих же актов, когда они были проектами? Иначе говоря, возникает вопрос о целесообразном количестве экспертиз, которые проходит нормативный правовой акт.
26 В соответствии с ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе» все эксперты проверяют нормативные правовые акты по одной методике. Если результаты экспертиз совпадают, то возникает вопрос о целесообразности выполнения этой работы 3 раза. Если выводы экспертов не совпадают, то требуется оценка причин этого и решение вопроса о том, чьи выводы должны учитываться и в какой мере. Разница в интересах может привести к расхождению выводов внешней и внутренней экспертиз. По той же причине выводы двух внешних экспертиз в целом должны совпадать. Представляется целесообразным проведение внутренней экспертизы и одной внешней, как контролирующей качество внутренней. Для этого, компетенция внешних экспертов не должна пересекаться или должны быть сформулированы правила о том, кто проводит экспертизу в случаях совпадения компетенции.
27 Решение этого вопроса имеет еще одну сторону. Ресурсы внешних экспертов ограничены, следовательно, проведение внешней экспертизы одних нормативных правовых актов дважды, отдаляет проведение экспертизы других нормативных правовых актов. Представляется, что в настоящее время имеет существенное значение количество проверенных актов. В силу наличия связи между актами, наличие значительного числа не прошедших экспертизу актов снижает эффективность проведенных антикоррупционных экспертиз. Вопрос о повторной экспертизе думается должен решаться исходя из того, сколько времени прошло с момента проведения первой экспертизы. Связано это не собственно со временем, а с необходимостью оценить два параметра. Во-первых, выявила ли правоприменительная практика проблемы применения нормативных правовых актов, связанные с появлением новых коррупционных схем. Во-вторых, внесены ли изменения в методику проведения экспертизы. Наличие любого из названных обстоятельств может сделать целесообразным проведение повторной экспертизы.
28 В соответствии с ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" Правительство Российской Федерации утвердило правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, согласно которым экспертиза проводится Министерством юстиции Российской Федерации в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативно правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
29 Антикоррупционная экспертиза проводится в отношении: а) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы; б) проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов - при проведении их правовой экспертизы;
30 в) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации; в) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации; г) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения. г) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения. Этими правилами разрешено проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативно правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которая проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации. Этими правилами разрешено проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативно правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которая проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации.
31 При проведении антикоррупционной экспертизы коррупционными факторами являются: а ) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций; в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
32 г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт; д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов; е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона; ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка; з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага ).
33 Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются: а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям; б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций; в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.