Москва 2011 С.С. Сулакшин доктор физико-математических наук, доктор политических наук, профессор Реализация, мониторинг и оценивание государственной политики Internet:
2 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования План лекции 1.Общая часть 2. Реализация государственной политики 3. Мониторинг государственной политики 4. Оценивание государственной политики
3 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования 1. Общая часть
4 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Государственная политика цельпроцессрезультат по целям «Реализация»: что это такое и чего конкретно? результат по подцелям Реализация: как процесс (реализовывание) – осуществление госполитики Реализация: как итог (текущий, промежуточный) Реализация: как итог по целям (окончательный)
5 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Мониторинг: что это такое и чего конкретно? Государственная политика цельпроцессрезультат по целям результат по подцелям Мониторинг: замер текущего (и окончательного, когда он станет таким) итога деятельности
6 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Оценивание: что это такое и чего конкретно? Государственная политика цельпроцессрезультат по целям результат по подцелям Оценивание: как техническое измерение эффективности, качества государственной политики Оценивание: как политическая оценка эффективности, качества государственной политики, осуществляемой конкретным политическим режимом или лидером
7 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Спроектировав, - реализуем. Реализуя, - мониторируем. Реализовав, - оцениваем. В такой логике – оцениваем результаты, а государственную политику оцениваем по результатам относительно целей.
8 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования 2. Реализация государственной политики
9 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Реализация государственной политики Если есть проект государственной политики, то: Цели, план действий, исполнители, ресурсы, распоряжения, действия, контроль – мониторинг результатов, коррекция действий. Органы государственной власти и управления. Государственно-частное партнерство. Исполнение идет по общим законам управления в иерархической системе. Адресация управленческих воздействий может быть и по сетевому принципу.
10 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Управленческое воздействие может быть директивным: на основе административного права и на основе права собственника (гражданское право). Управленческое воздействие может быть мотивационным: через создание условий, правил деятельности, хозяйствования, поведения, вынуждающих поступать неподчиненного директивно актора вполне определенным образом. (Кнут и пряник. Преференции, льготы, престиж, иные материальные и нематериальные бонусы. И санкции).
11 Реализация проекта государственной политики Исполнительные органы Иерархическая вертикаль Негосударственные субъекты действий Законодательные органы Государственные субъекты действий Адм. Собств. Адм. и корп. долевое Условия деятельности Условия деятельности Контрольные надзорные и спецорганы ГЧП Психологические мобилизационные и мотивационные механизмы
12 Порядок реализации 1.Распоряжения 2.Контроль и санкции 3.Исполнители 4.Сетевой график
13 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Мотивационное управление Условия деятельности Интерес актора, определяющий - тип его действия Пряник: безопасность, прибыль, устойчивость, престиж Налоги, преференции, престижность
14 Мотивационное управление Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Угроза и объем санкции Тип действия актора Кнут: санкция
15 Если нет проекта государственной политики: то Ручное управление Импровизация «Искусство» Непрофессионализм Неэффективность
16 3. Мониторинг государственной политики
17 Мониторинг государственной политики Мониторируются: 1. Целевые показатели 2. Ресурсные показатели (расход средств относительно плановых) 3. Временные (относительно программно сетевого графика) 4. Побочные и сочетанные показатели (в общей комплексированной системе целей государственной политики)
18 Мониторинг 2. Прямой для формализуемых параметров 3. Оценочный для слабоформализуемых параметров Статистические данные Социологические опросы Экспертная оценка Социологические опросы Оценочные индексы Оценивание государственной политики 1. Непрямой вычислимый
19 1. Непрямой мониторинг (вычислимые показатели)
20 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Непрямой мониторинг (вычислимые показатели) К понятию экономического спектра Ширина спектра ВДС / структурообразующий параметр Валовой показатель
21 Мониторинг государственной политики диверсификации экономики Доля в ВВП млрд. руб. Сырьевые видыНаукоемкие виды ШИРИНА СПЕКТРА
22 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Эффективная ширина спектра инвестиций цель результат
23 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Эффективная ширина спектра рентабельности цель результат
24 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Непрямой мониторинг (вычислимые показатели): государственная политика диверсификации экономики (освобождения от нефтяной иглы) Динамика коэффициента корреляции цены на нефть и инвестиций в российской экономике Пример непрямого вычислимого показателя
25 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Непрямой мониторинг государственной демографической политики (вычислимый показатель)
26 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования 2. Мониторинг прямой: статистика цель результат t
27 Проблема точности. Метод проверки статистики 27 ВВП
28 Мониторинг государственной демографической политики Миграционное сальдо для территории РСФСР и РФ. Демографические показатели в России с шагом в один год за XX-XXI вв. Численность населения России (млн. чел.)
29 Примеры мониторинга: государственная региональная политика цель – выравнивание развитости регионов Рост разброса ВРП на душу населения (а) и инвестиций на душу населения (б) между регионами (в разах) а б цель результат
30 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Примеры мониторинга: государственная социальная политика Коэффициент фондов для России в динамике и на фоне стран мира цель результат
31 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Примеры мониторинга: государственная бюджетная политика Доля государственных расходов в ВВП стран мира. цель результат
32 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Примеры мониторинга: государственная антикризисная политика (2008 – 2009 гг) Соотношение государственных вложений в условиях кризиса в инфраструктуры и тяжести кризисных явлений. Закон связи инвестиций и успеха цель
33 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Примеры мониторинга: государственная антикризисная политика Динамика ВВП и занятости стран мира и России спад рост
34 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Примеры мониторинга: государственная инвестиционная политика Россия цель
35 В гг. объем инвестиций в основной капитал в России составил более 37 трлн. рублей в текущих ценах, что однако существенно не повлияло на развитие российской экономики. В структуре инвестиций возросла доля «Добычи полезных ископаемых» (с 14,6% до 15,1%), и снизилась доля «Обрабатывающих производств» (с 15,6% до 14,2%), «Сельского хозяйства» (с 4,7% до 3,3%). По оценке МВФ, соотношение инвестиций и ВВП, в сопоставимых условиях, в России снизилось с 21,2% в 2006 г. до 19,8% в 2010 г. и существенно ниже, чем в странах с динамично развивающейся экономикой. Инвестиции в основной капитал в РФ, трлн. руб.Отношение инвестиций к ВВП (по оценке МВФ) Структура инвестиций по видам деятельности в 2010 г. Примеры мониторинга: государственная инвестиционная политика
36 Примеры мониторинга: государственная инвестиционная политика. Ориентация на внешние и частные инвестиции t Млрд долл. Инвестиционный климат… Чистый отток капитала
37 Примеры мониторинга: государственная внешняя политика (социологический опрос) Авторитетность страны в мире + -
38 Примеры мониторинга: государственная внешняя политика (социологический опрос) Отношение к России в разных странах мира
39 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования 3. Мониторинг путем экспертной оценки
40 Мониторинг государственной промышленной политики
41 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Мониторинг государственной политики развития предпринимательства
42 Мониторинг государственной политики управления массовым психологическим тонусом
43 Мониторинг государственной промышленной политики (экспертная оценка)
44 Мониторинг государственной политики жилищного строительства (экспертная оценка)
45 Мониторинг государственной военной политики (экспертная оценка)
46 Мониторинг государственной аграрной политики (экспертная оценка)
47 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Примеры мониторинга: государственная внешняя политика (экспертный опрос) ДАННЫЕ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА ссср ЦЕЛЬ ФАКТ
48 4. Оценивание государственной политики Эффективность Качество Результативность Efficiency Effectiveness Prodactivity
49 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования ценности Государственная политика Ценностные цели Государственное управление ресурс исполнение результаты Оценивание по органическим ценностям Государственной политики и управления I Два взгляда на государственную политику Оценивание по затратам II I Полный контур госполитики II Администрирующий контур
50 Ценность Проблемы Субпроблемы I уровня Субпроблемы II уровня Субпроблемы -го уровня Неделимые задачи Решения Пакеты решений Программа действий I IIIII … t АНАЛИЗАНАЛИЗ СИНТЕЗСИНТЕЗ Цель (ценность) От цели к программе действий Проблемно-управленческое дерево экономической политики (проблемная декомпозиция) Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Зачем госполитика, если не во имя ценностной цели?
51 Два подхода к оцениванию эффективности государственной политики I. II. результат госполитики - развитие КПД= публичные цели развития Материалистический меркантилистский (экономический) Эффект или выгода: материален и измерим полезная работа КПД= затраты энергии Нематериалистический (политический) Эффект: развитие социума Общество интересует дееспособность своего проекта – государства, государственной власти, государственной политики как ее деятельности Эффект от деятельности государства - реализация публичных целей
52 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Как отражается меркантилистский и политический подход (ценностей развития) в государственной банковской политике %2008 г2009 г инфляцияставка ЦБинфляцияставка ЦБ США3,80,2510,14 ЕС3,22,51,61,4 Англия3,221,70,94 Япония1,30,10,60,16 Источник: Росстат и ЦБ
53 Государственная политика ЦБ РФ Ставка рефинансирования ЦБ РФ – это его доходность ,5 1 Ставка ЦБ индекс инфляции ЦБ РФ – аномальная позиция Коридор решений ЦБ США ЕС Англии Японии Вопрос к ЦБ РФ: Если задача – насыщать оборот, то зачем его одновременно сдерживать?
54 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Парадоксальное сжатие денежной массы в России в условиях финансового кризиса Кризис – это нехватка денежных ресурсов
55 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Результаты ценностного и меркантилистского подходов в государственной политике Страны боролись с кризисом. Россия – «зарабатывала» на кризисе спад рост
56 Два типа (уровня) оценки государственной политики 1. Простая (агрегированная, генеральная). Ближе к политической оценке результат госполитики- развитие eff = цели развития С позиций бенефициара - социума
57 2. Комплексная эффективность (учитывает многие важные частные характеристики государственного механизма) Ближе к техническому оцениванию еff = С 1 х еff 1 +С 2 х еff 2 +С 3 х еff 3 + … Ценностная цель Цель 1 Система целей Генеральная цель Генеральная и частные оценки госполитики Либо
58 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Оценивание государственной политики: сложное содержание t цель результат текущий Ценность (цель) Начало осуществления госполитики Момент окончательного оценивания при «окончании» госполитики Момент текущего оценивания суть оценки Целей может быть много !
59 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Оценивание государственной политики: сложное содержание ФΣФΣ Ф11Ф11 Ф12Ф12 Ф13Ф13 Ф 2 11 ф 2 12 ф 2 13 ф 2 21 ф 2 22 ф 2 23 ф 2 31 ф 2 32 ф 2 33 Ф - оценка
60 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Оценивание государственной политики: сложное содержание Ф Σ = Ф 1 + Ф 2 + Ф 3 + … Политический уровень оценки Экспертный (технический) Электоральный (переизбрание или неизбрание режима, лидера) Экономический (эффект/затраты) Организационно- технический (м.б. в натуральном выражении) Социальный (в относит. ед.) Либерально-меркантилистский подход) Общий подход
61 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Оценивание государственной политики: сложное содержание Ф Σ = Σ С 1 i Ф 1 i + Σ С 2 i Ф 2 i + Σ С 3 i Ф 3 i + … Ф1 Ф2 Ф3 Цель 3 результат Цель 2 Цель 1 результат t Ф послед Ф пред (Σ С1iФ1i + Σ С2iФ2i + Σ С3iФ3i +…) фактор функция ФΣФΣ Когда целей много
62 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Куда вела страну модель СССР и ведет сегодняшняя неолиберальная космополитическая модель РФ Модель СССР Модель РФ перелом 1 улучшение ухудшение Частные цели и результаты Генеральная цель и результат
63 Понятийная развилка – политическая техническая развилка в оценивании эффективности государственной политики Государство Сервисное (внеценностное) государство – либеральная доктрина Государство – социальная оболочка Государство – машина, государство - фирма Экономический подходПолитический подход Ценностный и социальный подход
64 Государство асоциальное (либеральное) Бенефициар меньшинство (бюрократ) Государство госполитики социум услуги налоги управление бенефит эффект eff = затраты Правительство: Мы заработали на кризисе Асоциальность государства
65 Откуда происходит перенос меркантилистского содержания понятия эффективности? Бенефициар собственник Предприятие потребитель продукт плата Право собственника управление Меркантилизм прибыль eff = затраты Из экономической деятельности. Но государство – это не корпорация или предприятие. Государство – это социальная оболочка
66 Государство социальное (нравственное) Бенефициар (меньшинство) Государство госполитики Социум бенефициар Продукт - развитие Формирование государства (истинное народовластие) результат госполитики- развитие eff = цели развития
67 Вопросы к государству в контексте оценивания государственной политики 1.Что есть государство? 2. Что есть эволюция государства? 3. Что есть правовое, социальное государство? 4. Что есть нравственность? 5. Что есть нравственное государство? 6. Почему нравственное государство – есть новая, более высокая эволюционная стадия государства? 7. Почему либеральное государство есть исторический тупик? 7. Как строить государство?
68 государство общество личность функция... институты Право, порядки, устройство, процедуры, механизмы мировоззрение, религии, общественные институты личность государственные политики конечный контур функционирования нравственного государства технологический (структурно институциональный и функциональный) контур строительства и воплощения нравственного государства конституция нравственность Нравственность и государство как объект строительства
69 Мегаэволюция государства Государство – неотъемлемая от общества социальная оболочка, создаваемая им в целях организовывания общежития, т.е. управления и регулирования, в интересах успешности всего общества, каждого его члена ( Насилие, безопасность, перераспределение, услуги и т.п. – это только функции )
70 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Мегаэволюция государства Прото формы государства Семья Род Племя Социальная общность Лидер Насилие Порядок Традиция Сакральность Государство Правовое государство I типа Лидер Насилие Порядок Протоправо Традиция Сакральность Правовое государство II типа Социальное государство Нравственное государство Лидер-власть Насилие Порядок Право Лидер - власть Насилие Порядок Право Материальные интересы большинства Лидер - власть Насилие Порядок Право Нематериальные интересы большинства социализированность, очеловеченность мера
71 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования В чем состоит мера эволюционного прогресса человечества? Откаты в эволюции (прогрессе) сущностного потенциала человечества и реакции сущностно позитивной обратной связи иудаизм буддизм христианство конец религиозных войн, Просвещение религиозные войны, колонизация Америки, апогей инквизиции мировой колониализм, итог секуляризации, смены традиционного общества крещение Руси ислам крах Рима новый облик мира регресс прогресс позитивная обратная связь религиозный редукционизм экуменизм Чингисхана зороастризм конфуцианство Мера прогресса
72 ЭтапДомина нт Доминирующая ценность и интерес Доминирующий механизм БенефициарДоминирующая гуманитарная идеология - теория Прото государство Лидер доминант ПорядокСила - насилиеЛидерСоциал-дарвинизм Государство (правовое государство 1 типа) Лидер суверен Лидерская группа Порядок Стабильность Сила - насилие Традиция Сакральность Протоправо Лидер Лидерская группа Социал-дарвинизм Правовое государство 2 типа Лидер суверен Лидерская группа Порядок Стабильность Эффективность общежития Право Насилие Лидер Лидерская группа и меньшинство Либерализм, неолиберализм Социал-дарвинизм Социальное государство Лидер суверен Лидерская группа Частично общество Порядок Стабильность Эффективность общежития Материальные интересы большинства Право Насилие Перераспределение Лидер Лидерская группа и меньшинство Большинство общества Социализм, коммунизм Нравственное государство Все общество Порядок Стабильность Эффективность общежития Материальные интересы большинства Нематериальные интересы (духовные) общества Право Насилие Перераспределение Институализация нравственности Все члены общества Научный вызов! Мегаэволюция государства
73 Правовое государство Обычное определение – признак: это верховенство права Правовое государство – государство, доминантно целеполагающее в своей деятельности порядок, выражающийся в том, что основные общественные отношения подчиняются правовым предписаниям (зафиксированным обязательными для исполнения нормативно-правовыми правилами и/или традиционными установлениями) и который поддерживается насилием. Правовое государство (в смысле нового времени) - государство, доминантно целеполагающее подчинение основных общественных отношений правовым предписаниям, зафиксированным обязательными для исполнения нормативно-правовыми правилами, что поддерживается насилием. На пути к технологии строительства
74 Правовое государство 1.Ценности личности и общества 2.Ценностная доминанта - порядок в общественных отношениях 3.Развитость права и правовых порядков (количество и качество) 4.Развитость институтов и процедур правоохраны и правоприменения 5.Развитость и распространенность правовой культуры населения 6.Соответствие нормы права и справедливости (духа и буквы закона, ценности и материальной нормы) На пути к активной технологии строительства Нравственное государство
75 Социальное государство Социальное государство – государство, доминантно целеполагающее в своей деятельности материальные (в основном) интересы большинства населения
76 Социальное государство На пути к технологии строительства Обычное определение: …не разработано, «wellfare» и т.п. 1.Ценности личности и общества 2.Ценностная доминанта - коллективизм общежития, выравнивающий материальные блага 3.Перераспределение добавленной стоимости 4.Социальное страхование 5.Пенсионное обеспечение 6.Социальная защита (через перераспределение) 7.Занятость 8.Демографические условия (здравоохранение, оплата труда, жилье – ЖКХ, психологический комфорт) Нравственное государство
77 Что есть нравственность? Нравственность – мера воплощения категориально- человеческих ценностей-мотиваторов в человеческом мировоззрении, поведении, действии, мера категориальной очеловеченности личности и общества Нравственность ближе всего к социализированности, коллективизму общежития Доминанта индивидуализма, либерализма в этой постановке – принципиально безнравственна, а потому исторически тупикова
78 12 ценностей - мотиваторов, делающих человека человеком (отличающих его от био - предтечи). По «образу и подобию» Очеловечивающие человека ценности-мотиваторы Ценность - мотиватор
79 Нравственность и государство (на пути к технологии строительства) Нравственность доминантная ценность очеловеченность конвенциальная абсолютная = социальность, социализированность Г о с у д а р с т в о мораль этикет поведения Воспитание Образование Пропаганда ценностей Массовая информация традиции цивилизационная идентичность состояние институтов подсистем порядков, устройства, процедур, механизмов Право Перераспределение (прогрессии) Соц.страхование Пенсии Социальная защита Занятость Демографические условия (здрав-ние, оплата труда, жилье- ЖКХ) Государственные политики
80 Нравственное государство - как этап эволюции социальная оболочка- государство государство правовое государство правовое социальное государство правовое социальное нравственное человеческое протосообщество истинно человеческое сообщество либеральное государство тупик развития Нравственное государство – государство, доминантно целеполагающее в своей деятельности достижение в общественных отношениях преобладания нравственных ценностей-мотиваторов историческое время
81 К отличию человека от животного. Эволюция жизни Нравственный, жизни Социальный потенциал жизни Биологический потенциал жизни разум протонравственность протосоциальность Начало жизни социогенез сологенез t Жизнь как категория, идеал сологенез духовный потенциал
82 Каково состояние современного российского государства? Ответ очевиден: - телефонное право - коррумпированное право - лоббистское право для богатого меньшинства - дефицитное право - плоская ставка подоходного налога - min госрасходов в ВВП - коэффициент замещения 25% - заниженная оплата труда - безработица - расслоение по доходам - 13% за чертой бедности - географическая несправедливость Оценивание государственной политики от этих обстоятельств абстрагироваться не может
83 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Индексы для оценивания развития и госполитик
84 Интегральный показатель государственного управления (GRICS - Governance Research Indicator Country Snapshot), разработан Институтом Всемирного Банка, с 1996 г. рассчитывается почти по 200 странам. Он включает в себя шесть различных параметров, каждый из которых отражает тот или иной аспект государственного управления Составные части: экспертная либо социологическая оценка
85 GPP - Government performance project характеризует качество и эффективность выполнения правительственных проектов
86 ДРОНД (Доклад о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти)
87 Указ Президента РФ 825 от 28 июня 2007 г. «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» установил: - методику оценки эффективности; - перечень дополнительных показателей для оценки эффективности; - показатели для оценки их эффективности; - доклад высшего должностного лица субъекта РФ о достигнутых значениях показателей за год и их планируемых значениях на 3-летний период.
88 Индекс «КАФКИ» применяется в Бельгии Государственным Секретариатом по административной оптимизации, отражает уровень неэффективности государственной бюрократии
89 Проект «Либеральные институты» Центра изучения демократического управления Университета Иллинойса Используются данные международной статистики (Всемирного Банка, ООН и др.), национальные правовые документы, постоянный мониторинг национальных новостных блоков, публикуемых в сети Интернет, а также регулярные опросы экспертов в изучаемых странах Индекс демократии
90 Индекс «Полития» Основан в 1970-х гг. американским политологом Тедом Робертом Гурром с целью рейтинговой оценки политических институтов и режимов государств мира
91 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования BEEPS - The Business Environment and Enterprise Performance Survey) оценивание деловой среды и деятельности предприятий Европейским банком реконструкции и развития совместно с Всемирным банком
92 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Индекс мировой конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ)
93 Соотношение опросных и количественных данных в % в индексе конкурентоспособности (ВЭФ) Всего = 100% ФiФi
94 Индекс второго уровня
95 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Индекс мировой конкурентоспособности IMD (Международный институт менеджмента и развития)
96 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Индекс «Экономическая свобода в мире» Института Катона
97 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Международные индексы как средство политической манипуляции Индекс экономической свободы ряда бывших республик СССР (2004 г.)
98 Схема расчета индекса развития человеческого потенциала 1 уровень: выбор элемента 2 уровень: выбор показателя Долгая и здоровая жизнь ЗнаниеЗнание Достойный уровень жизни Ожидаемая продолжитель- ность жизни при рождении Уровень грамотности взрослого населения ВВП на душу населения Общий показатель поступивших в учебные заведения 3 уровень: весовой множитель индекс по элементу Индекс продолжитель- ности жизни Индекс грамотности взрослого населения Индекс (ОППУВ) Индекс образования Индекс ВВП Индекс развития человеческого потенциала Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) Разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком в рамках исследовательских программ ООН. ИРЧП является инструментом сравнения стран, составлением рейтинга занимается Программа развития ООН (ПРООН)
99 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Объективный релятивизм и политическая манипулятивность индексов
100 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Манипулятивность индексов. Индекс восприятия коррупции Источники данных подразделяются на два типа. Первый представляет собой опросы предпринимателей, а второй – оценку коррупции в стране группой экспертов-аналитиков Приход Саакашвили
101 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Индекс счастья «индекс национального счастья» ввел в 1972 г. в широкий оборот монарх Бутана Джигме Сингье Вангчук
102 Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Выводы 1.Осуществление государственной политики – дело высококвалифицированное, организуется как всякое управление сложным объектом, с учетом масштабирования сложности, уровня ответственности и уровня последствий от неуспешного управления 2.Мониторинг госполитики – это текущие замеры прямых, косвенных вычислимых и экспертно оцениваемых показателей развития или, иными словами, состояния объекта управления (страны, отрасли, сферы управления) 3.В оценивании госполитики технически есть разные уровни, разная может быть степень агрегированности оценки 4.В оценивании госполитики в обязательном порядке присутствует как техническое так и политическое содержание
Спасибо за внимание! Наш адрес: , Россия, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 15, (подъезд 1, этаж 5) Тел./факс: (495) , , Internet: Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования