Акмеизм Васильева Анна Викторовна ГБОУ СОШ 71
Серебряный век символизм акмеизм футуризм модернизм
Акмеизм (от греч. άκμη высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора) литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале ХХ века в России.
1911 – основано объединение «Цех поэтов» Руководителями «Цеха» стали Николай Гумилев и Сергей Городецкий Осень 1912 – решение о создании нового поэтического течения – акмеизма
Н. С. Гумилёв -«Наследие символизма и акмеизм» С. М. Городецкий - «Некоторые течения в современной русской поэзии» О. Э. Мандельштам - статья «Утро акмеизма» Печатались в журнале «Аполлон» В гг. издавали журнал «Гиперборей» НиколайГумилёв и Сергей Городецкий – основоположники акмеизма
Термин «акмеизм» был предложен в 1912 Н. Гумилевым и С. М. Городецким: по их мнению, на смену переживающему кризис символизму идёт направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений. Одарённые и честолюбивые организаторы акмеизма мечтали о создании «направления направлений» литературного движения, отражающего облик всей современной им русской поэзии.
Цель: конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, отвержение туманности символизма. Течение направлено на возрождение у человека жажды жизни, возвращение ощущения её красоты. Экзотические темы, любовь, природа, душевные переживания человека. Внимание к слову Детализация описания Стремление придать слову предельно точное, ясное значение Основные художественные средства: метафоры, оксюморон для яркого, мажорного изображения реальности и придания более ёмкого смысла детали. Особенности акмеизма
Акмеизм насчитывал шесть наиболее активных участников движения: Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, С.Городецкий, М.Зенкевич, В.Нарбут. Ахматова Анна Андреевна Мандельштам Осип Эмильевич Гумилёв Николай Степанович Сергей Городецкий
Стихи акмеистов можно было услышать
Акмеисты стремились придать слову определенное, точное значение
«Тоской по мировой культуре» - называл акмеизм Осип Мандельштам. Акмеизм выступил за сохранение культурных ценностей. Культура для них была тождественна общей памяти человечества.
* * * Пленник чужой! Мне чужого не надо, Я и своиx-то устала считать. Так отчего же такая отрада Эти вишневые видеть уста? Пусть он меня и xулит и бесславит, Слышу в словаx его сдавленный стон. Нет, он меня никогда не заставит Думать, что страстно в другую влюблен. И никогда не поверю, что можно После небесной и тайной любви Снова смеяться и плакать тревожно И проклинать поцелуи мои Анна Ахматова
Николай Гумилёв * * * Ты говорил слова пустые, А девушка и расцвела, Вот чешет кудри золотые, По-праздничному весела. Теперь ко всем церковным требам Молиться ходит о твоем. Ты стал ей солнцем, стал ей небом, Ты стал ей ласковым дождем. Глаза темнеют, чуя грозы. Неровен вздох ее и част. Она пока приносит розы, Но захоти, и жизнь отдаст.
Николай Степанович Гумилев (1886 – 1921) поэт, переводчик, критик, теоретик литературы, один из мэтров акмеизма. Прожил очень яркую, но короткую жизнь. Он был обвинен в участии в контрреволюционном заговоре и расстрелян.
И умру я не на постели, При нотариусе и враче, А в какой-нибудь дикой щели, Утонувшей в густом плюще. Н.Гумилев Муза Гумилева – Муза Дальних Странствий
«Жираф» Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет, Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав... Ты плачешь? Послушай... далеко на озере Чад Изысканный бродит жираф. 1907
«Капитаны» На полярных морях и на южных, По изгибам зеленых зыбей, Меж базальтовых скал и жемчужных Шелестят паруса кораблей. Быстрокрылых ведут капитаны, Открыватели новых земель, Для кого не страшны ураганы, Кто изведал мальстремы и мель; Чья не пылью затерянных хартий – Солью моря пропитана грудь, Кто иглой на разорванной карте Отмечает свой дерзостный путь, И, взойдя на трепещущий мостик, Вспоминает покинутый порт, Отряхая ударами трости Клочья пены с высоких ботфорт, Питер Брейгель. Морские корабли.
Или, бунт на борту обнаружив, Из-за пояса рвет пистолет, Так что сыплется золото с кружев, С розоватых брабантских манжет. Пусть безумствует море и хлещет, Гребни волн поднялись в небеса, - Ни один пред грозой не трепещет, Ни один не свернет паруса. Разве трусам даны эти руки, Этот острый, уверенный взгляд, Что умеет на вражьи фелуки Неожиданно бросить фрегат, Меткой пулей, острогой железной Настигать исполинских китов И приметить в ночи многозвездной Охранительный свет маяков? Июнь 1909
Основные принципы акмеизма: освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; стремление придать слову определенное, точное значение; предметность и четкость образов, отточенность деталей; обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно- биологического природного начала; перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
«На смену символизма идет новое направление. В кругах, близких к акмеизму чаще всего произносят имена Шекспира, Рабле, Виллона и Готье. Каждое из этих имен- краеугольный камень для здания акмеизма. Шекспир показал нам внутренний мир человека. Рабле- его тело и радость, мудрую физиологичность. Виллон поведал нам о жизни; Готье для этой жизни нашёл в искусстве достойные одежды безупречных форм. Соединить в себе эти четыре момента- вот та мечта, которая объединяет людей, называвших себя акмеистам». Николай Гумилёв
«Для акмеистов сознательный смысл слова… Такая же прекрасная форма, как музыка для символистов… Любите существовавшие вещи и свое бытие больше самих себя- вот высшая заповедь акмеизма… Средневековье дорого нам потому, что оно никогда не смешивало различных планов и к потустороннему относилось с огромной сдержанностью». Осип Мандельштам
В.Малышев Восхищались: Символист! И кивали головами... Оставлял стандартный лист С нестандартными словами. Задыхались: Акмеист! И качали головами... Горный воздух свеж и чист С настоящими словами. Восклицали: Футурист! И стучали головами... Оставлял корявый лист С нестандартными словами.