Исследовательская работа по литературе: «Поэзия нравственного идеала». Выполнила учитель русского языкаи литературы МОУ «Кувакинская гимназия» Алатырского района Чувашской республики Аношина Н.В.,
Задачи и цели: познакомиться с биографией поэтессы познакомиться с биографией поэтессы Е.П. Ростопчиной; Е.П. Ростопчиной; собрать сведения о её поэтическом творчестве; собрать сведения о её поэтическом творчестве; провести анализ отдельных стихотворений. провести анализ отдельных стихотворений. Цель исследовательской работы – показать самобытность поэтического таланта Е. П. Ростопчиной и её верность высоким нравственным идеалам.
Е. П. Ростопчина. Е. П. Ростопчина. Имя графини Ростопчиной перейдёт к потомству как одно из светлых Имя графини Ростопчиной перейдёт к потомству как одно из светлых явлений нашего времени… явлений нашего времени… она принадлежит к числу даровитейших наших поэтов. она принадлежит к числу даровитейших наших поэтов. А.В. Дружинин А.В. Дружинин
НА ПУТИ К ПОЭЗИИ. СОЧИНЕНИЯ Е. П. РОСТОПЧИНОЙ
НА небе блестящем, в кипящем собранье, Гордясь кавалером и об руку с ним, Вмешалась я в танцы… и счастьем моим НА небе блестящем, в кипящем собранье, Гордясь кавалером и об руку с ним, Вмешалась я в танцы… и счастьем моим В тот вечер прекрасный весь мир озлащался. …его предвещанье Я в памяти сердца храню как завет … И каждое слово его, каждый взгляд В мечтах моих светлою точкой горят!... ( «Две встречи»)
Я верю: под одной звездою Мы с вами были рождены; Мы шли дорогою одною, Нас обманули те же сны. М.Ю. Лермонтов, 1841г. М.Ю. Лермонтов, 1841г.
Своеобразие лирики Е. П. Ростопчиной. Почти все стихотворения Ростопчиной представляют собой исповедь, сердечные раздумья автора о любви, увлечениях женского сердца, тонко чувствующей душе, несовершенстве человеческой жизни, об отношениях между людьми, о смысле существования и долге перед другими, об идеальном, духовно значимом. Почти все стихотворения Ростопчиной представляют собой исповедь, сердечные раздумья автора о любви, увлечениях женского сердца, тонко чувствующей душе, несовершенстве человеческой жизни, об отношениях между людьми, о смысле существования и долге перед другими, об идеальном, духовно значимом. БЛАЖЕН, КТО В ЖИЗНИ СЕЙ, СРЕДЬ БЛАЖЕН, КТО В ЖИЗНИ СЕЙ, СРЕДЬ ВЕЧНОГО ВОЛНЕНЬЯ, ВЕЧНОГО ВОЛНЕНЬЯ, СРЕДЬ МЕЛОЧНЫХ ЗАБОТ ВСЕДНЕВНОЙ СУЕТЫ, СРЕДЬ МЕЛОЧНЫХ ЗАБОТ ВСЕДНЕВНОЙ СУЕТЫ, СЕБЕ ДУХОВНОЕ ВОЗДВИГ УЕДИНЕНЬЕ И ОСВЕЖАЕТ В НЁМ И СЕРДЦЕ И МЕЧТЫ ! …В КОМ САМОБЫТНЫЙ ЖАР, В КОМ МЫСЛИ ЛУЧ ВОЗНИКНУЛ, КТО ИМИ ДАЛЬ, И ТЬМУ. И МИР ВЕСЬ ОЗАРИЛ! ( «КТО ЗДЕСЬ БЛАЖЕН», 1842Г.)
любви в чистоте и верности высоким нравственным идеалом – залог человеческого счастья, как она говорила, «талисман» благополучия и совершенства Поэтесса была убеждена в том, что сохранение чувства : «В нём цель надежд, в нём узел бытия» («Талисман», 1830). любви в чистоте и верности высоким нравственным идеалом – залог человеческого счастья, как она говорила, «талисман» благополучия и совершенства Поэтесса была убеждена в том, что сохранение чувства : «В нём цель надежд, в нём узел бытия» («Талисман», 1830). Благодаря женскому началу в элегиях, романсах, а в особенности в «исповедальных» стихотворениях поэтессе удаётся преодолеть ту излишне строгую эмоциональную сдержанность («сухость»), которая была свойственна даже выдающимся мастерам элегического жанра, не исключая из этого числа Жуковского и Пушкина.
Е. П. Ростопчина и литературная среда. Отношения Ростопчиной с литературной средой были сложными, а оценки её творчества – противоречивыми. С одной стороны, «салонная» поэтесса подвергалась резкой критики (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов). А с другой стороны, становились всё теснее контакты с ведущими литераторами этой поры: Н.В. Гоголем, И.С. Тургеневым, М.П. Погодиным, А.Н. Островским, Н.А. Майковым. Отношения Ростопчиной с литературной средой были сложными, а оценки её творчества – противоречивыми. С одной стороны, «салонная» поэтесса подвергалась резкой критики (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов). А с другой стороны, становились всё теснее контакты с ведущими литераторами этой поры: Н.В. Гоголем, И.С. Тургеневым, М.П. Погодиным, А.Н. Островским, Н.А. Майковым.
Творчество Евдокии Петровны Ростопчиной является Творчество Евдокии Петровны Ростопчиной является заметной вехой в истории русской поэзии и литературы в целом. И хотя не всё равноценно в её произведениях, вряд ли оправдано полное умолчание об этой поэтессе, имя которой было известно в России раньше, чем творчество М. Цветаевой и А.А.Ахматовой. Поэтическое вдохновение поэтессы всегда поддерживалось стремлением утвердить не только в лирике, но и в жизни первенство духовных начал, основанных на милосердии, таланте, отваге и бескорыстии, в защите добра и красоты. Поэтическое вдохновение поэтессы всегда поддерживалось стремлением утвердить не только в лирике, но и в жизни первенство духовных начал, основанных на милосердии, таланте, отваге и бескорыстии, в защите добра и красоты. В наше время засилья «материальности» строки Е.П. Ростопчиной звучат, я считаю, особенно актуально. Нам всем сегодня так не хватает нравственного идеала, добра, любви и милосердия! В наше время засилья «материальности» строки Е.П. Ростопчиной звучат, я считаю, особенно актуально. Нам всем сегодня так не хватает нравственного идеала, добра, любви и милосердия! Заключение