Интеллектуальные способности Время Результат Суть технологии Традиционно Интеллектуальные способности Время Результат Технология «полного усвоения»
Вывод: Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на усредненного ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Технолог. условия Ориентация учащихся Общая установка учителя Выбор оптимальных методов, форм и средств Определение эталона Составление диагностическ их тестов Разбиение учебного материала на отдельные фрагменты Составление разноуровневых контрольных работ Составление альт. и доп. учебных материалов
В качестве основной единицы учебного процесса рассматривается блок логически и организационно завершенных уроков по некоторой теме, имеющий определенную структуру, не зависящую от содержания обучения. Каждый этап структуры соответствует определенному этапу деятельности учащихся по усвоению учебной информации. В зависимости от цели деятельности на каждом этапе подбираются соответствующие формы организации учебного процесса.
Структурно проиллюстрировать блок уроков можно такой схемой
Блок уроков – это фрагмент процесса обучения, в течение которого учащиеся усваивают некоторую отдельную порцию учебного материала.
Этапы освоения изучаемого материала можно представить в виде следующей таблицы Этапы освоения изучаемого материала Организационно-педагогическая направленность 1. Изучение нового материала.Индивидуализация учебного процесса. 2. Диагностическое тестирование.Проверка базового уровня. 3. Уроки коррекции и развития. Коррекция: повторение (на качественно новом уровне) > закрепление > повторная диагностическая работа. Развитие: повторный уровень > углубленный уровень. Дифференциация учебного процесса. 4. Итоговый контроль. Обязательный уровень > продвинутый уровень > углубленный уровень. Проверка результатов обучения.
Цели каждого этапа обучения 1.Цель диагностического тестирования. 2.Цель коррекционных занятий. 3.Цель развивающих занятий. Продвинутый уровень. Углубленный уровень. Цель контрольно-оценочной деятельности учащихся.
Общая организация учебных занятий может быть представлена в виде следующей логической блок-схемы
Оценивание на разных этапах усвоения учебного материала Этапы обученияФормы оценивания 1. Оценивание при изучении нового материала. Безотметочный метод. 2. Оценивание результатов диагностического тестирования. Оценочные суждения усвоил – не усвоил. 3. Оценивание на коррекционно-развивающих занятиях. Дифференцированный подход. 4. Оценивание результатов контрольной работы. Мера конечного результата.
Достоинства технологии 1.Активность каждого ученика в постижении и передаче знаний в процессе обучения; 2.возможность усвоения учебного материала в объеме и в сроки, определяемые психофизиологическими особенностями личности; 3.возможность уточнять временные рамки прохождения намеченных программой разделов, обоснованно пересматривать установленные нормы распределения учебного времени и тем самым предотвращать перегрузки учащихся, повышать отдачу труда учителя; 4.выработка у учащихся способности к самостоятельному умственному труду, исследовательской деятельности, умения работать в сотрудничестве со сверстниками; потребности в постоянном самообразовании; 5.демократический стиль общения учителя и ученика, учащихся между собой, что является не только главным резервом эффективности обучения, но и главным средством нравственного воспитания.