Активные методы обучения Технология «Модерации» Авдеева Ирина Павловна, учитель технологии МБОУ «Гимназия 11»
Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Методы обучения Пассивный – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Пассивный – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.
Активный Активный Под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач по специальности. Под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач по специальности.
Moderare – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Модерация – это эффективная технология, которая позволяет повысить результативность и качество образовательного процесса. Модерация – это эффективная технология, которая позволяет повысить результативность и качество образовательного процесса.
Технология модерации Приёмы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Приёмы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, коммуникативных способностей и навыков работы в команде.
Принципы
Фазы (этапы) модерации
Ключевые процессы эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса; эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса; упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса; упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса; обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация); обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация); мотивация всех участников образовательного процесса; мотивация всех участников образовательного процесса; мониторинг образовательного процесса; мониторинг образовательного процесса; рефлексия педагога и обучающихся; рефлексия педагога и обучающихся; анализ деятельности участников и оценка результатов. анализ деятельности участников и оценка результатов.
Интеракция Учитель – ученик Ученик – ученик Учитель – малая группа
Учитель – класс Малая группа – малая группа Малая группа – класс Ученик – малая группа Ученик – класс
Коммуникация средство для обмена информацией, знаниями, а также ожиданиями, настроениями, чувствами, которые передаются партнеру в разговоре или при невербальном общении средство для обмена информацией, знаниями, а также ожиданиями, настроениями, чувствами, которые передаются партнеру в разговоре или при невербальном общении
В зависимости от индивидуальных особенностей восприятия информации, часть обучающихся предпочитает получать новую информацию в виде картинок, образов, другая часть лучше понимает учителя при устном изложении темы, а третьим для качественного усвоения новых знаний требуется, что называется, попробовать их «на зубок» - потрогать, ощутить, повертеть в руках, разобрать и собрать, сделать что-то самим
Визуализация «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
Мотивация Факторы: Факторы: Постановка ясных и понятных целей урока, выяснение ожиданий обучающихся, учет этих ожиданий и встраивание их в канву урока делает процесс обучения понятным и желанным для детей Постановка ясных и понятных целей урока, выяснение ожиданий обучающихся, учет этих ожиданий и встраивание их в канву урока делает процесс обучения понятным и желанным для детей Признание равноправной роли ученика в образовательном процессе несет мощнейший мотивационный потенциал Признание равноправной роли ученика в образовательном процессе несет мощнейший мотивационный потенциал Работа в команде – еще один мощный мотивирующий фактор. Перед командой поставлена конкретная цель, от каждого, без исключения, члена команды зависит успех, никому не хочется быть хуже других, наоборот, мотивирует признание твоего вклада в общий труд, в достижение общей цели, ощущение твоей нужности команде. Работа в команде – еще один мощный мотивирующий фактор. Перед командой поставлена конкретная цель, от каждого, без исключения, члена команды зависит успех, никому не хочется быть хуже других, наоборот, мотивирует признание твоего вклада в общий труд, в достижение общей цели, ощущение твоей нужности команде. Использование в каждой части урока игровых методов обучения, позволяющих на деле реализовать принципы самостоятельности, командной работы, самообучения и обучения своих товарищей. Использование в каждой части урока игровых методов обучения, позволяющих на деле реализовать принципы самостоятельности, командной работы, самообучения и обучения своих товарищей.
Различные формы визуализации учебного материала, делают процесс обучения понятным и интересным для детей.. Превращение черно-белого (или серого ) образовательного процесса в яркий красочный фестиваль знаний несет в себе потрясающий мотивирующий эффект! Различные формы визуализации учебного материала, делают процесс обучения понятным и интересным для детей.. Превращение черно-белого (или серого ) образовательного процесса в яркий красочный фестиваль знаний несет в себе потрясающий мотивирующий эффект! Смена напряженной работы веселыми разминками, когда учитель выступает в роли организатора такого поведения во время урока, позволяет ребятам сбросить с плеч накопившуюся усталость, психологическое напряжение, зарядиться энергией и положительными эмоциями.. Смена напряженной работы веселыми разминками, когда учитель выступает в роли организатора такого поведения во время урока, позволяет ребятам сбросить с плеч накопившуюся усталость, психологическое напряжение, зарядиться энергией и положительными эмоциями.. Положительная энергетика урока дает заряд бодрости и обучающимся и педагогу. Позитивный настрой учителя, поддерживающего самостоятельную работу обучающихся, инициативу, творчество, командную игру, соревнование, разнообразные формы обучения, оказывают сильное мотивирующее действие Положительная энергетика урока дает заряд бодрости и обучающимся и педагогу. Позитивный настрой учителя, поддерживающего самостоятельную работу обучающихся, инициативу, творчество, командную игру, соревнование, разнообразные формы обучения, оказывают сильное мотивирующее действие
Мониторинг образовательного процесса Мониторинг образовательного процесса Проведение мониторинга включает в себя отслеживание и сверку получаемых результатов каждого раздела урока с запланированными, а также формальное и неформальное фиксирование хода и результатов образовательного процесса и внесение, при необходимости, корректив по ходу урока. В процессе осуществления модерации очень важно обеспечить мониторинг двух процессов: выполнения плана урока и групповой динамики. Проведение мониторинга включает в себя отслеживание и сверку получаемых результатов каждого раздела урока с запланированными, а также формальное и неформальное фиксирование хода и результатов образовательного процесса и внесение, при необходимости, корректив по ходу урока. В процессе осуществления модерации очень важно обеспечить мониторинг двух процессов: выполнения плана урока и групповой динамики.
Рефлексия Рефлексия Рефлексия – осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, генерация ответов на вызовы окружения, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы, корректировка своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы – обязательный атрибут современного образования. Рефлексия – осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, генерация ответов на вызовы окружения, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы, корректировка своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы – обязательный атрибут современного образования.
Помимо проведения рефлексии в конце урока, возможно выделение времени для нее и на других этапах образовательного процесса
Анализ деятельности и оценка результатов Направлены на получение обратной связи всеми участниками образовательного процесса, использование полученных комментариев и оценок для совершенствования образовательного процесса как учениками, так и педагогом Направлены на получение обратной связи всеми участниками образовательного процесса, использование полученных комментариев и оценок для совершенствования образовательного процесса как учениками, так и педагогом