Технология электронного опережающего обучения пользователей программных продуктов Григорьев В.К. Антонов А.А. Бирюкова А.А. МГТУ МИРЭА
Внедрение новой или модифицированной ИС Две базовые проблемы Дефицит знаний и умений пользователей по работе с новой или модифицированной ИС (необходимость переучивать большое количество служащих при внедрении или обновлении системы) Инвариантность знаний и умений работников по отношению к месту работы (что в Москве, что в Магадане знания и умения служащих одинаковы)
Информационная система корпоративная распределенная с большим количеством участников
Потребности в знающих систему специалистах
Оценка времени и затрат на обучение пользователей ИС
Основные элементы технологии МПП ИС Алгоритм работы массового профессионального пользователя Инструментальное средство для создания обучающих компонент ИС Методика преобразования должностной инструкции с базовыми ситуациями в сценарий обучения Обучающая компонента с возможностями проверки качества обучения
Класс массовых профессиональных пользователей Ω мпп – список ситуаций, разрешение которых входит в должностные обязанности МПП; Ω x – ситуация, за разрешением которой обратились к МПП; Ф – последовательность операций, разрешающих ситуацию; {F i } – подпоследовательность Ф – операции, выполненные с помощью ИУС; R – результат разрешения ситуации.
Двухмашинный комплекс автоматизации создания обучающих компонент информационных систем принципы работы
Клиент-серверная структура средств обучения База Данных Сценария и Статистики Клиентские места обучения Сервер обучения (АРМ преподавателя)
Обобщенный интерфейс
Интерфейс обучающей компоненты
Сценарий обучающей компоненты ИС Строиться на основе должностной инструкции и графического интерфейса ИС Сценарий обучающей программы задает всю структуру обучения Позволяет сделать обучающую программу независимой от исходной информационной системы Хранится в локальной или удаленной базе данных сценария БД Сценария
Двухмашинная технология создания обучающих компонент Реализация обучающих компонент осуществляется специалистом в предметной области и специалистом по методике компьютерного обучения Данная технология поддерживается двухмашинными средствами синхронизации рабочих мест оператора информационной системы и оператора инструментального средства создания обучающих компонент
Процесс двухмашинного формирования обучающих компонент Запуск инструментальных средств обучающей программы
Процесс двухмашинного формирования обучающих компонент Активизация средств перехвата действий оператора ИУС
Процесс двухмашинного формирования обучающих компонент Выполнение действия оператором ИУС
Процесс двухмашинного формирования обучающих компонент Передача информации о действиях оператора по сети
Процесс двухмашинного формирования обучающих компонент Заполнение оператором инструментального средства обучающей программы сценария обучения
Процесс двухмашинного формирования обучающих компонент Данный цикл повторяется итерационно по ходу выполнения задачи в информационно-управляющей системе
Совмещение времени элементов этапа тестирования и стадий разработки ОП
Опережающее обучение
Аутсорсинг разработки обучающих компонент Высокая занятость разработчиков системы Коллектив профессиональных преподавателей, обеспечивающий предварительную разработку методически грамотного сценария на основе должностной инструкции и графических интерфейсов Минимальное время отвлечения отлаживаемой и тестируемой версии ИС и разработчиков ИС
Обучающая компонента для системы ГАС «Выборы»
Выполнение тематического запроса
Коррекция статьи терминологического словаря
Просмотр документов
Оплата товара по смарт-карте
Обучающая для системы «SmartSity» компании «АйТи»
Обучающая компонента для системы управления водохранилищами министерства природных ресурсов
Просмотр графиков водохранилищ
к.т.н. Григорьев Виктор Карлович МИРЭА, доцент МГТУ МИРЭА Антонов Анатолий Анатольевич программист Бирюкова Анна Алексеевна программист Контакты