Элементы педагогического процесса. Технология прогнозирования и проектирование педагогического процесса. Постановка педагогического диагноза из выступления Каюсовой НВ, руководителя кафедры МИФ
Основные этапы педагогического процесса Подготовка педагогического процесса Осуществление педагогического процесса Анализ результатов педагогического процесса
Проектирование педагогического процесса как технология «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала». Беспалько В.П.
Слово «технология», образованное от латинских слов «технос» - искусство, мастерство, ремесло и «логос» - наука. Развитие любой сферы деятельности человека происходит по цепочке: случайный опыт > ремесло > технология.
Структура технологии обучения включает в себя следующие основные компоненты: 1. Предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала и отбор обучаемых в группы (классы) с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта. 2. Мотивация и организация учебной деятельности учащихся. 3. Действие средств обучения. 4. Контроль качества усвоения материала.
Занятия, проводимые в учебных заведениях, к технологичным в полной мере относятся: занятия или элементы занятий по контролю усвоения знаний с использованием различных технических средств контроля, позволяющих сразу оценить качество знаний; лабораторные и практические работы, проводимые учащимися самостоятельно с использованием разработок.
Категория «педагогическое проектирование» Педагогическое проектирование- проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у педагога совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность и активность, глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция, исследовательский подход к анализу учебно- воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов.
Технологическая подсистема: Информационно-содержательная технология. Педагогическая техника. Набор различных методов и приемов педагогического воздействия и взаимодействия. Умение проектирования и конструирования новых педагогических технологий. Творческость (творческое воображение, интуиция, импровизация, сотворчество).
Уровень педагогического проектирования 1) целесообразности (по направленности); 2) творчества (по содержанию деятельности); 3) технологичности (по уровню педтехники); 4) оптимальности (по выбору эффективных средств); 5) продуктивности (по результату)
Педагогическое проектирование- это совокупность практических умений, необходимых для организации творческой деятельности педагога.
Технология проектирования педагогического процесса Анализ Диагностика Определение прогноза Разработка проекта деятельности
Этап планирования урока I стадия. При определении целей урока, необходимо предусмотреть единство образовательных, развивающих и воспитательных целей, направленных на усвоение знаний, выработку умений и навыков, развитие опыта творческой деятельности и формирование отношений личности. II стадия. Планирование урока сообразно общим и частным целям отбирается содержание, выбираются формы и методы работы, продумывается использование необходимых средств, намечаются упражнения творческого характера. III стадия. Доопределяется структура урока и разрабатываются учебные ситуации. Важным представляется продумывание учителем своих действий на этапе непосредственной передачи информации.
Постановка педагогического диагноза Диагноз в практической педагогике - это оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов в тот или иной момент его функционирования на основе всестороннего, целостного обследования.
Психодиагностическое обследование По широте: Индивидуальные особенности учащегося в целом Отдельные их компоненты По признаку долговременности: Оперативное Долговременное
Мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей.