Областной центр программы Intel «Обучение для будущего» при ГОУ ИРРО Управление образования Кировского района г.Екатеринбурга Координатор: Шиварев Павел Васильевич Институт развития регионального образования Екатеринбург 2005 год
Технология НЕ инструмент. И не средство. Технология - форма организации процесса. Технология – одно из самых неопределенных понятий в педагогике Существует несколько концепций понятия педтехнология
Технология ЦельЗадачиПланПроект Программа Метод Методика Деятельность Действия ДеятельПродуктРезультат СредстваПрием Критерий Техники Модель Мышление Коммуникация
Интуитивно- описательный подход Классически -античный подход Классически-европейский подход алгоритмический подход стохастически й подход Что такое педагогическая технология Любая педагоги- ческая активность Искусство взаимо - действия педагога и ученика Система средств и условий достижения целей (образования) Система средств и условий формирования среды
Модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса, обеспечивающего комфортность условий для учителя и учащихся (В.М.Монахов) Описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков) Составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов) Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин) Система, включающая некоторое представление предполагаемого результата образования, средств диагностики состояния обучаемых и прогнозирования их ближайшего развития, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели для конкретных условий (В.В. Гузеев) Совокупность приемов, применяемых в каком-то деле, мастерстве (толковый словарь) Содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько)
1. Научный (часть науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы). Уровень научного (теоретического ) описания Уровень реализации 3. Процессуально-действенный: (осуществление технологического педпроцесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических систем.) Уровень эмпирического описания 2. Процессуально-описательный (описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения)
Технология - самоуправляющаяся сила которая развивается по своим законам и скорее формирует человеческое развитие, чем служит целям человека. технология - средство достижения целей; решения определенной проблемы инструментализм Понимание технологии определяется социальными ценностями и интересами тех, кто их проектирует и использует. социальный детерминизм концепции автономности технологии
Понятия педагогической технологии предлагаемые различными авторами, находятся в рамках инструменталистского подхода. (вне анализа породивших ее условий) «+» Борьба с технократизмом «-» Разрыв в понимании средств и целей Цели мыслим гуманистически Средства –инструментально Образование видим как средство для воспроизводства членов общества Возврат к технократизму Технологию надо понимать как минимум в контексте породившей ее культуры.
Если технология не просто средство (инструмент), то Существуют ли иные (нетехнологические) формы организации образования Что же тогда технология ? У такой формы организации как технология существует ряд признаков, отличающих ее от иных форм
Систем- ность Концептуальность Эффективность Инструментальность Прогностичность и т.д. Управляе- мость Воспроизводимость результатов
Социокультурные условия порождения данной технологии, ее историческая «рамка» Технология не является нейтральным инструментом достижения целей образования и решения тех или иных проблем, она КАК МИНИМУМ есть выражение социальных, политических и культурных ценностей тех, кто ее (эту технологию) проектирует и использует. Дополнительные аспекты понятия «педагогическая технология» Философско-методологические и ценностные аспекты, выражением которых является данная технология. Технология НЕ инструмент. Технология - форма организации процесса.
1. Опираются на теорию учебной деятельности. Выделяются виды деятельности учителя и учащихся. В стохастическом подходе дополнительно: идея заключается в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – создавать для этого необходимые условия. 2. Деятельностный подход и способ проектирования целей, который предполагает их формулировку в терминах достижимого и опознаваемого результата 3.Личностно-ориентированы. Направленность технологии обучения на развитие личности в учебном процессе и осуществление поэтому разноуровневого обучения. 4. Предполагают самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся. 5. Открытость (предполагает предъявления учащемуся основных принципов и способов обучения, форм контроля и критериев оценки результатов)
Цель Формирование знаний, умений, навыков Цель Развитие личности: способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых, нестандартных проблем; создавать в ходе проектной деятельности новые продукты - проекты Традиционные технологии Деятельностные технологии Интегральная характеристика характеристика «Школа памяти» Интегральная характеристика характеристика «Школа развития» Школа мышления Школа деятельности Методы обучения Иллюстративно- объяснительные, информационные Методы обучения Проблемные: проблемного изложения, частично-поисковый, эвристический, исследовательский, рефлексивный «Формула обучения» Знания – репродуктивная деятельность «Формула обучения» Проблемная деятельность – рефлексия - знания Способы усвоения Заучивание, деятельность по алгоритму Способы усвоения Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия Функции учителя Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно- дисциплинарных знаний Функции учителя Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся, тьютор Позиция ученика Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту Позиция ученика Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности
Метатеоретический уровень (условия порождения) Уровень концептуального описания Уровень практического (организационного) описания. Модель. Уровень осуществления (компонента воспроизводства) (компонента развития) В первоначальной схеме не хватало первого уровня и не показывалась связь между осуществлением и изменением 1-го уровня
Порождаемая в определенных социо-культурных условиях и направленная на реализацию представлений автора об идеале и ценностях образования, образовательных проблемах и задачах, выраженная средствами той или иной формы культуры, и соорганизованная в определенной логике ЗНАКОВАЯ система (Категория), обозначающая форму организации взаимодействий всех участников образовательного процесса, а именно: рамки, риски, особенности, обеспечивающие эти взаимодействия институты, используемые в ходе их реализации средства и инструменты, реализуемая в образовательном процессе, воспроизводимая управляемая, позволяющая с той или иной вероятностью достигать поставленной цели совершенствующаяся в ходе ее применения и понимания (рефлексии) и меняющая социокультурные условия ее порождения
В конечном счете, задача, стоящая перед нами: Разработать, представить другим группам, а затем - реализовать в своей педагогической деятельности проект Описывающий то, как в Вашей школе (во взаимодействии педагогов) используются ( а может быть даже и конструируются!) деятельностные педагогические технологии А ТАКЖЕ Что при этом делают учащиеся Какой (измеряемый»!) результат это дает.
В структуре вашего проекта (исходя из определения технологии!!!) должны быть разделы 1.Особенности условий реализации, понимаемые и решаемые проблемы, представления о ценностях и смыслах выраженные в основополагающем и проблемных вопросах 2.Цель, задачи проекта. Понимание объекта, предмета и гипотез исследований в проекте. 3.Описание конкретных механизмов взаимодействия педагогов в проекте, педагогов и учащихся через методические и дидактические материалы. 4.Понимание критериев оценки результативности проекта 5.Планирование реализации проекта И еще некоторые моменты. Но об этом позже.