Образовательные технологии: классификация, особенности применения. Л.Е.Халудорова Л.Е., к.п.н., доцент РИКУиО
Образовательные технологии: понятие Технология представляет собой научно и/или практически обоснованную систему деятельности, применяемую человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей
Образовательные технологии: понятие Понятия «образовательный процесс», «образовательная технология» представляются несколько более широкими, чем понятие «педагогическая технология» (педагогический процесс), ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические
Образовательные технологии: понятие Управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико- педагогические, экономические и другие смежные аспекты. Педагогика традиционно охватывает обучение и воспитание, а образование – еще и развитие ребенка. Однозначного толкования этих терминов не существует,
Образовательные технологии: понятие так образовательная технология иногда понимается узко – как технология учебного процесса. С другой стороны, понятие «педагогическая технология» относится, очевидно, ко всем разделам педагогики.
Технологический подход к обучению Технологический подход: В.П.Беспалько, М.Е.Бершадский, В.И.Боголюбов, В.В.Гузеев, Т.А.Ильина, М.В.Кларин, А.И.Космодемьянская, М.М.Левина, З.А.Малькова, Н.Д.Никандров, Ю.О.Овакимян, В.Я.Пилиповский, Е.С.Полат, А.Я.Савельева, Г.К.Селевко и др.
Технологический подход к обучению Л.Андерсон, Дж.Блок, Б.Блум, Т.Гилберт, Н.Гренлунд, Р.Мейджер, А.Ромишовски и др. Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированное достижение поставленных учебных целей.
Технологический подход к обучению Технологический подход позволяет: - с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами; - анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;
Технологический подход к обучению - комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы; - обеспечивать благоприятные условия для развития личности; - уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;
Технологический подход к обучению - оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы; - выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем.
Технологический подход к обучению Т.Сакамото: технологический подход представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления.
Педагогическая технология: 1. как средство, т.е.как производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО (В.Бухвалов, В.Паламарчук, Н.Б.Крылова, Р.де Киффер, М.Мейер)
Педагогическая технология как: совокупность психолого – педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса(Б.Т.Лихачев)
Педагогическая технология: П.Т. – это новый тип средств обучения (С.А.Смирнов) 2. как способ П.Т. - содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько)
Педагогическая технология: П.Т. – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (В.А. Сластенин) П.Т. – это оптимальный способ действия (достижения цели) в заданных условиях (А.М.Кушнир)
Педагогическая технология: 3. как научное направление ПТ – это новое направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов (П.И.Пидкасистый)
Педагогическая технология: ОТ – это система, включающая представление об исходных данных и планируемых результатах обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набор моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для конкретных условий (В.В.Гузеев).
Педагогическая технология: 4. как многомерное понятие ПТ есть комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающий все аспекты усвоения знаний (К.Силбер)
Педагогическая технология: ПТ представляет собой междисциплинарный конгломерат, имеющий связи (отношения) фактически со всеми аспектами образования – от короткого обучающего фрагмента до национальной системы со всеми ее функциями.