Государственное учреждение образования «Средняя школа 21 г. Могилева» Государственное учреждение образования «Средняя школа 21 г. Могилева» Мнемотехника в логопедической практике Учитель-дефектолог ПКПП Судак Елена Михайловна Могилев, 2013
«Учите ребенка каким- нибудь неизвестным ему словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К.Д.Ушинский
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Мнемотаблица Это схема в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы - рисунки ребенок легко запоминает информацию.
Цели обучения мнемотехнике формирование ассоциативного мышления; развитие зрительной и слуховой памяти; развитие зрительного и слухового внимания; развитие воображения.
Задачи мнемотехники совершенствование восприятия,зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния; формирование у детей навыков запоминания научить детей управлять своим вниманием, сделать его «послушным»; стимулирование интеллектуального развития ребенка; учить запоминанию любой информации. Методы мнемотехники: Метод «крокирования» (от франц. croquis- чертеж, схема, набросок); Метод, использующий образное мышление (эйдетизм или эйдотехника); Метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»); Метод трансформации (превращения); Метод Цицерона (увязка информации в пространстве); Метод опор (числобуквенный метод)
Общие задачи для всех видов мнемотаблиц Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания) Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать Развитие логики Развитие образного мышления Формирование умения связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию Решение дидактических, образовательных задач Развитие смекалки Тренировка внимания Формирование навыка правильного графического изображения
Виды мнемотаблиц Развивающие Обучающие
Этапы работы с мнемотаблицами: 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ материала по заданной теме.
Использование мнемотаблиц в школьном ПКПП Вот он хлебушек душистый, вот он круглый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришёл. В нём здоровье, сила наша. В нём чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло! Логопедический сайт БОЛТУНИШКА: Материал сайта: Аверина Кристина:
Использование мнемотаблиц в школьном ПКПП Вот он хлебушек душистый, вот он круглый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришёл. В нём здоровье, сила наша. В нём чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло! Логопедический сайт БОЛТУНИШКА: Материал сайта: Аверина Кристина:
Использование мнемосхем в школьном ПКПП При дифференциации звуков: Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.
Использование мнемотаблиц в школьном ПКПП НВОНР ФФНР (дизартрия) Трудности в обучении
Вывод Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов- памяти, внимания, образного мышления. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.