Формирование информационного общества и понятие сетевой экономики Лебедева И.А.
Вслед за сельским хозяйством, промышленностью и сферой услуг в современном обществе в последние 1,5-2 десятка лет большое значение приобретает информация. Информация становится определяющим фактором в становлении новой фазы развития человеческого общества – информационного общества. Согласно теории информационного общества, оно в значительной степени отличается от индустриального.
Эти отличия состоят в следующем: 1. Изменяется форма организации производства. Больше нет необходимости в сильной концентрации производства. Человек может полноправно участвовать в производственных процессах, находясь вдалеке от крупных экономических центров. 2. Снижается значение бюрократического аппарата управления, работники становятся более самостоятельными при решении конкретных задач. 3. Меняется система ценностей: от компаний требуются решения не только экономических, но и социальных проблем (например, общества защиты прав потребителей). 4. Возрастает взаимодействие экономических процессов в мировом масштабе, возрастает роль наднационального регулирования. Все труднее определить национальную принадлежность ТНК (транснациональных корпораций) с точки зрения финансовых ресурсов и с точки зрения производственного процесса.
Таковы последствия современных информационных процессов, которые позволяют говорить о принципиально новом этапе развития по сравнению с индустриальным обществом. Теория информационного общества неразрывно связано с концепцией социальных сетей. Понятие сети возникло в сфере общественных наук в социологических исследованиях конца 20-го века. Сеть как система децентрализованного управления приобретает все более важное значение. По замечанию американского экономиста Г.Малгана, сети превратились в основную организационную форму постиндустриального, или информационного общества.
С другой стороны под влиянием развития информационных технологий изменяется соотношение между реальным рынком и моделью свободного рынка. С внедрением сетевых технологий абсолютная полнота информации становится реальностью для участников рынка, замкнутых в едином сетевом сообществе, и это меняет правила игры. Само это явление мало изучено и не имеет единого толкования среди ученых. По определению Европейской Комиссии глобальная сетевая экономика определяется как среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия.
Существуют и другие подходы к определению сетевой экономики. Сетевая экономика – это экономика, связанная с производством и распределение сетевых благ. Сетевое благо – это благо, обладающее следующими свойствами: 1. комплементарность, совместимость и стандартность; 2. существенная экономия на масштабе производства; 3. сетевые внешние эффекты; 4. эффекты ловушки.
Комплементарность, совместимость и стандартность Комплементарность означает, что потребители на рынке сетевых благ могут использовать его только совместно с другими благами: компьютеры потребляются совместно с мониторами, а фотопленка с фотоаппаратом. С технической точки зрения комплементарность означает совместимость, которая в свою очередь требует, чтобы блага работали в одном стандарте.
Существенная экономия на масштабе производства Традиционная экономическая теория исходит из закона убывающей доходности, однако сетевые блага не подчиняются этому закону. Например, написание книги и последующая передача продукта электронным путем с помощью PDF-файла. Основная часть издержек приходится на начальный период производства, а последующее копирование стоит ничтожно мало по сравнению с первоначальными затратами. Соответственно предприятия, занятые производством сетевых благ, получают огромные возможности для эксплуатации эффекта масштаба. Другие отрасли, где также наблюдается эффект масштаба: железные дороги, газовая промышленность, передача электроэнергии и т.д.
Эффекту экономии на масштабе производства в случае сетевых благ присущи два отличительных момента: 1. Для обычных благ он действует постепенно и линейно, а для сетевых благ – по экспоненте (небольшие вложения усиливают друг друга). Эффекту экономии на масштабе производства в случае сетевых благ присущи два отличительных момента: 2. Эффект экономии на масштабе производства для обычных благ – это результат деятельности одной фирмы, а сеть дает многочисленным пользователям получать существенный прирост полезности.
Вставить график!
Готовность платить растет по мере подключения к сети новых участников, но после достижения максимального значения готовность платить падает, так как все, кто готов был платить больше, уже присоединился к сети, т.е. сеть достигла своего оптимального размера.
Закон Меткалфе С возникновением сетевых внешних эффектов для потребителей происходит наращивание ценности самой сети в соответствии с законом Б. Меткалфе (изобретатель сети Ethernet): ценность любой сети для пользователя пропорциональна квадрату количества узлов соединения, т.е. если в сети n пользователей, то общая ценность сети равна n2-n. Например, если ценность сети для одного пользователя 1$, то общая ценность сети из 10 пользователей равна 100$. А сеть, объединяющая 100 пользователей, обладает общей ценностью $.
Однако. Некоторые исследователи считают, что закон Меткалфе даже недооценивает ценность сети, поскольку основан на наблюдении телефонной сети, соединяющей двух индивидов, тогда как в Интернете это может быть одновременное соединение трех, четырех и более пользователей, соответственно ценность сети нарастает быстрее.
Эффекты ловушки – это эффекты перемещения издержек из одной отрасли в другую, что связано с технологической взаимозависимостью областей. Например, компании, обладающие крупными БД, оказываются попавшими в ловушку своих ОС и компьютеров. Выделяют пять причин возникновения эффектов ловушки: 1. Существующие контракты и соглашения; 2. Обучение персонала; 3. Конверсия информации (переформатирование); 4. Издержки подключения; 5. Издержки потери лояльности (потеря скидок и преференций на предоставляемые услуги).
Рынки сетевых благ Такие рынки возникают повсюду, где создается сеть. Это телефонные услуги, услуги Интернета, банковские услуги, услуги воздушных перевозок и др. Примеры из сети Интернет: - заказ и покупка ж/д билетов, авиабилетов; - обмен ДНК-кодом с целью поиска родственников (доноров); - в Ижевске совсем недавно созданы сайты отделений милиции, можно увидеть своего участкового. - в образовании – модули дистанционного обучения; - заказ мест в санаториях, пансионатах, гостиницах; - социальные сети – в связи с кризисом в Москве образовался обмен услугами через Интернет;
Демократия в Интернете – истинная демократия, там нет управляющего надзирающего центра! В современной экономике бывает достаточно создать сеть или стать участником сети, чтобы получать сверхприбыль. Например, рост числа психоаналитиков и адвокатов способствует не снижению, а повышению стоимости их услуг, т.к. это становится модой: иметь собственного психоаналитика или адвоката. Сетевые эффекты эксплуатируются во время праздничных распродаж, в сетевом маркетинге, сетевой рекламе. Становится важным не создание блага, а создание сети, продуцирующей данное благо и распространяющей его, создающей спрос на это самое благо. Вот что отличает сетевую экономику от несетевой!
Ситуация для анализа В 2002г. Европейская комиссия профинансировала пилотную разработку EDEN (Employment Data Exchange Network –сеть обмена данными о трудоустройстве), которая может интегрироваться с сетью EURES и служить платформой для размещения, обработки и взаимообмена резюме кандидатов. Руководство проектом осуществлялось службой занятости бельгийской провинции Валлония. В проекте участвовали службы занятости Франции, Норвегии, Швеции, Португалии и Люксембурга.
Проект EDEN EDEN представляет собой централизованную многоязычную платформу для доступа к службам занятости и информации из различных регионов Европы. Система позволяет вводить резюме кандидатов и вакнсии, а также осуществлять поиск как работодателям, так и лицам, ищущим работу. В EDEN реализовано несколько шлюзов между центральной платформой и всеми национальными системами. Поскольку все национальные службы занятости имеют разнородные технические форматы и компьютерные системы, для обмена информацией между службами и EDEN использовался широкораспространенный Интернет-стандарт XML и сервер Microsoft BizTalk Server, что позволяет каждой из стран-участниц сохранять независимость и осуществлять собственную политику в вопросах трудоустройства граждан.
Вопросы по ситуации 1. Можно ли назвать рассматриваемую систему сетевым благом? 2. Какие свойства сетевых благ наблюдаются в отношении данной системы? 3. В чем проявляются сетевые внешние эффекты?
Спасибо за внимание !