SOCIETY OF MIND По книге Марвина Минского Лекция 5 По книге Марвина Минского Лекция 5
НАБЛЮДЕНИЕ И ВЕРА
ПЕРЕФОРМУЛИРОВКА Рассмотрим пример с аркой: её можно сделать по-разному, даже прислонив два блока под углом друг другу. Как же нам удаётся узнать арку «в любом обличье»? Вообразим горизонтальную линию, отделяющую верхнюю часть арки. Теперь мы видим три части – «крышку» и две «ножки». В этом процессе можно увидеть две идеи: Одна состоит в выделении существенных частей Вторая, возможно ещё более важная, в том, что потерпев неудачу в действиях одним способом, мы отбросили его и стали использовать другой взгляд на задачу Переформулировка – важный способ в решении задачи. Но как человек приходит к нему? Может быть это прерогатива особо одарённых людей и рождается в результате озарения или это происходит случайно? Как и ранее, говоря про гениальность, скажу, что всё дело в степени. Переформулировку делает каждый человек постоянно при решении бытовых задач. Даже если рассмотреть великие открытия, такие как эволюция или гравитация, за ними мы видим скрытые знания, которыми люди уже владели раньше. Поэтому правильно задать другой вопрос, почему эта переформулировка так долго не совершалась? Рассмотрим пример с аркой: её можно сделать по-разному, даже прислонив два блока под углом друг другу. Как же нам удаётся узнать арку «в любом обличье»? Вообразим горизонтальную линию, отделяющую верхнюю часть арки. Теперь мы видим три части – «крышку» и две «ножки». В этом процессе можно увидеть две идеи: Одна состоит в выделении существенных частей Вторая, возможно ещё более важная, в том, что потерпев неудачу в действиях одним способом, мы отбросили его и стали использовать другой взгляд на задачу Переформулировка – важный способ в решении задачи. Но как человек приходит к нему? Может быть это прерогатива особо одарённых людей и рождается в результате озарения или это происходит случайно? Как и ранее, говоря про гениальность, скажу, что всё дело в степени. Переформулировку делает каждый человек постоянно при решении бытовых задач. Даже если рассмотреть великие открытия, такие как эволюция или гравитация, за ними мы видим скрытые знания, которыми люди уже владели раньше. Поэтому правильно задать другой вопрос, почему эта переформулировка так долго не совершалась?
ГРАНИЦЫ Что такое творчество? Как люди рождают новые идеи? Многие мыслители согласятся, что секрет состоит в новом взгляде на вещи. Мы только что видели как переформулировка в терминах Крышка-Ножки позволил понять смысл различных видов арок. Скоро мы познакомимся с другими видами переформулировок в терминах «сила», «сдерживание», «причина», «цепь». Для начала проанализируем, как мы сделали переформулировку, позволившую нам свести воедино разные виды арок. В случае сплошной арки мы сделали это, введя воображаемые границы, разделившие арку на три части: крышку и две ножки. В то же время, с аркой, сделанной из блоков мы сделали противоположную мыслительную операцию: проигнорировали реально существующие границы! Почему мы то превращаем одно в три, то три в одно? Потому что мы постоянно меняем границы! Где кончается море, а начинается океан? Когда молодость переходит в зрелость? Почему наш мозг вводит воображаемые линии, структурирующие реальность? Ответ состоит в том, что пока мы не введём границы, мы ничего не увидим вообще! Потому что ни одну вещь мы не видим дважды одинаково: меняется точка зрения, расстояние, освещение. Поэтому если мозг не научился бы отбрасывать несущественное, в мире не осталось бы ничего постоянного. Что такое творчество? Как люди рождают новые идеи? Многие мыслители согласятся, что секрет состоит в новом взгляде на вещи. Мы только что видели как переформулировка в терминах Крышка-Ножки позволил понять смысл различных видов арок. Скоро мы познакомимся с другими видами переформулировок в терминах «сила», «сдерживание», «причина», «цепь». Для начала проанализируем, как мы сделали переформулировку, позволившую нам свести воедино разные виды арок. В случае сплошной арки мы сделали это, введя воображаемые границы, разделившие арку на три части: крышку и две ножки. В то же время, с аркой, сделанной из блоков мы сделали противоположную мыслительную операцию: проигнорировали реально существующие границы! Почему мы то превращаем одно в три, то три в одно? Потому что мы постоянно меняем границы! Где кончается море, а начинается океан? Когда молодость переходит в зрелость? Почему наш мозг вводит воображаемые линии, структурирующие реальность? Ответ состоит в том, что пока мы не введём границы, мы ничего не увидим вообще! Потому что ни одну вещь мы не видим дважды одинаково: меняется точка зрения, расстояние, освещение. Поэтому если мозг не научился бы отбрасывать несущественное, в мире не осталось бы ничего постоянного.
НАБЛЮДЕНИЕ И ВЕРА Мы просим ребёнка нарисовать человечка. Он рисует кружочек, в нем «глаза», «нос», «рот» и от него же отводит руки и ноги. Голова и туловище превратились в один предмет. Но его это, кажется, мало заботит. Он доволен своим рисунком! Мы обычно считаем, что ребёнок отличается от нас только развитием мышц руки, поэтому ему не удаётся нарисовать более адекватное изображение. Однако этот пример показывает, что дело не только в этом. Рассмотрим другую идею. Положим, что у ребёнка нет картины предмета «в уме», а есть только сеть связей между различными элементами образа. Например, «сеть для рисования человека» у ребёнка может отражать связи между такими частями: ГОЛОВА: большой кружочек ГЛАЗА: два маленьких кружочка в верхней части головы РОТ: горизонтальная дуга ниже глаз ТЕЛО: большой кружочек РУКИ: две линии от верхней части тела НОГИ: две линии от нижней части тела Чтобы превратить эту структуру в рисунок, ребёнок использует процедуру, подобную следующей: 1. Рассмотреть следующую часть из списка. 2. ЕСЛИ эта часть уже нарисована, то перейти к шагу 3, ИНАЧЕ нарисовать её. 3. ЕСЛИ список закончен, остановиться, ИНАЧЕ вернуться к шагу 1. Однако, когда ребёнок по этому алгоритму доходит до рисования тела, он обнаруживает, что «большой кружочек» уже нарисован, и переходит к следующему шагу! Для взрослого это непонятно, так как взрослый «сохраняет запись» операций и видит, что не всё нарисовано. У ребёнка же такого механизма ещё нет. Мы просим ребёнка нарисовать человечка. Он рисует кружочек, в нем «глаза», «нос», «рот» и от него же отводит руки и ноги. Голова и туловище превратились в один предмет. Но его это, кажется, мало заботит. Он доволен своим рисунком! Мы обычно считаем, что ребёнок отличается от нас только развитием мышц руки, поэтому ему не удаётся нарисовать более адекватное изображение. Однако этот пример показывает, что дело не только в этом. Рассмотрим другую идею. Положим, что у ребёнка нет картины предмета «в уме», а есть только сеть связей между различными элементами образа. Например, «сеть для рисования человека» у ребёнка может отражать связи между такими частями: ГОЛОВА: большой кружочек ГЛАЗА: два маленьких кружочка в верхней части головы РОТ: горизонтальная дуга ниже глаз ТЕЛО: большой кружочек РУКИ: две линии от верхней части тела НОГИ: две линии от нижней части тела Чтобы превратить эту структуру в рисунок, ребёнок использует процедуру, подобную следующей: 1. Рассмотреть следующую часть из списка. 2. ЕСЛИ эта часть уже нарисована, то перейти к шагу 3, ИНАЧЕ нарисовать её. 3. ЕСЛИ список закончен, остановиться, ИНАЧЕ вернуться к шагу 1. Однако, когда ребёнок по этому алгоритму доходит до рисования тела, он обнаруживает, что «большой кружочек» уже нарисован, и переходит к следующему шагу! Для взрослого это непонятно, так как взрослый «сохраняет запись» операций и видит, что не всё нарисовано. У ребёнка же такого механизма ещё нет.
ФРЕЙМЫ «РИСОВАНИЯ» У РЕБЁНКА Что происходит с ребёнком, когда он начинает рисовать голову и тело отдельно? Возможно структура связей и состав частей не меняется. Меняется только алгоритм их перевода в рисунок: 1. Рассмотреть следующую часть из списка. 2. Нарисовать её, независимо от того, нарисована ли она раньше. 3. ЕСЛИ список закончен, остановиться, ИНАЧЕ вернуться к шагу 1. Почему этот алгоритм не мог появиться сразу? Возможно оттого, что для второго алгоритма нужно, чтобы появилось простейшее агенство счёта. Удивительно, что для того, чтобы рисовать правильнее, ребёнок должен научиться считать! Попробуем дать и другое объяснение появления более реалистичных рисунков. Этим может стать введение новой части - «шеи», которая разделяет тело и голову и дополнительных ограничений, что «голова находится выше тела». Понятно, почему ребёнок долго не выделяет своего тела как отдельной части: руками, ногами и головой он делает многое, а тело как бы в этом не участвует и не замечается. В любом случае, после того как ребёнок начинает рисовать голову и туловище раздельно, прогресс в рисовании замедляется. Моё мнение, что в этот период ребёнок сталкивается с большим числом новых проблем, которые мы не замечаем. Он успешно ставит их и решает. Что происходит с ребёнком, когда он начинает рисовать голову и тело отдельно? Возможно структура связей и состав частей не меняется. Меняется только алгоритм их перевода в рисунок: 1. Рассмотреть следующую часть из списка. 2. Нарисовать её, независимо от того, нарисована ли она раньше. 3. ЕСЛИ список закончен, остановиться, ИНАЧЕ вернуться к шагу 1. Почему этот алгоритм не мог появиться сразу? Возможно оттого, что для второго алгоритма нужно, чтобы появилось простейшее агенство счёта. Удивительно, что для того, чтобы рисовать правильнее, ребёнок должен научиться считать! Попробуем дать и другое объяснение появления более реалистичных рисунков. Этим может стать введение новой части - «шеи», которая разделяет тело и голову и дополнительных ограничений, что «голова находится выше тела». Понятно, почему ребёнок долго не выделяет своего тела как отдельной части: руками, ногами и головой он делает многое, а тело как бы в этом не участвует и не замечается. В любом случае, после того как ребёнок начинает рисовать голову и туловище раздельно, прогресс в рисовании замедляется. Моё мнение, что в этот период ребёнок сталкивается с большим числом новых проблем, которые мы не замечаем. Он успешно ставит их и решает.
ИЗУЧЕНИЕ СЦЕНАРИЯ Что делает ребёнок после того, как он овладевает умением рисовать человечка? Некоторые дети стремятся улучшить изображение человечка, одна большинство переходит к изображению более сложных сцен, не стремясь сделать человечков более реалистичными (что часто разочаровывает родителей). Но мы должны оценить реальные проблемы, которые решают в это время дети, и признать их гораздо более амбициозными чем те, которые мы видим. Рассмотрим, например, такой эффект, как повышение скорости рисования. Нам это кажется естественным, так как «чем больше тренируешься, тем быстрее это делаешь». Но природа этого явления удивительна. Ведь, казалось бы, должно происходить обратное: чем больше ребёнок знает, тем труднее ему выбрать нужное! Может быть, пока мы упражняемся в чём-то, происходит новый способ обучения, при котором налаживаются мосты между имеющимися и более простыми процессами. Например, и т.д. Возможно, когда мы практикуемся в чём-то, создаются более простые сценарии, не затрагивающие столь многих агенств. Эксперты не думают совсем – они знают точно. Что делает ребёнок после того, как он овладевает умением рисовать человечка? Некоторые дети стремятся улучшить изображение человечка, одна большинство переходит к изображению более сложных сцен, не стремясь сделать человечков более реалистичными (что часто разочаровывает родителей). Но мы должны оценить реальные проблемы, которые решают в это время дети, и признать их гораздо более амбициозными чем те, которые мы видим. Рассмотрим, например, такой эффект, как повышение скорости рисования. Нам это кажется естественным, так как «чем больше тренируешься, тем быстрее это делаешь». Но природа этого явления удивительна. Ведь, казалось бы, должно происходить обратное: чем больше ребёнок знает, тем труднее ему выбрать нужное! Может быть, пока мы упражняемся в чём-то, происходит новый способ обучения, при котором налаживаются мосты между имеющимися и более простыми процессами. Например, и т.д. Возможно, когда мы практикуемся в чём-то, создаются более простые сценарии, не затрагивающие столь многих агенств. Эксперты не думают совсем – они знают точно. Рассмотреть следующую часть списка. ЕСЛИ она не нарисована, нарисовать ГОЛОВУ НАРИСОВАТЬ ГОЛОВУ Рассмотреть следующую часть списка. ЕСЛИ она не нарисована, нарисовать ГЛАЗА НАРИСОВАТЬ ГЛАЗА
ЭФФЕКТ ГРАНИЦЫ