Качество образования: компетентностный дискурс Город Канаш, 5 июня 2008 года
Подходы к смыслам Просвещение как сокровище и образование как капитал. Человеческий капитал как самовозрастающий ресурс развития личности и общества Образовательная политика как средство развития человеческого капитала
Образовательная политика Образовательная политика как средство развития человеческого капитала Субъекты образовательной политики: *государство *общество (как целое и как совокупность сообществ) *рынок труда *личность (семья)
Цели и средства образовательной политики Государство? Народ? Человек? Социальный идеал? Государственная vs национальная образовательная политика Стандарт: государственный или национальный?
Образование: эволюция во времени Эпоха индустриализма: школа Коменского; Эпоха Просвещения: классическая гимназия; («Коммунистом…) ХХ век: крах просвещенческой модели; Образовательные модели глобального информационного общества
ВТО Международный (глобальный) рынок труда – деперсонифицированный надгосударственный универсальный заказчик на качество человеческого капитала
Качество образования глазами государства (госзаказ на гражданина) владение государственным языком включенность в единый исторический, социально- экономический и культурный контекст приверженность политическим ценностям, развитость у них соответствующих качеств (способность и готовность к их отстаиванию и защите и т.д.) создание благоприятных стартовых условий (психосоматических, социальных, культурных и т.д.) для становления самореализующихся и конкурентоспособных граждан модернизация традиционных обществ
Качество образования глазами общества (гражданский заказ-1) Народ: способность потомков к сохранению, воспроизводству и развитию системы духовных и материальных ценностей, особенно представляющих собою наследие и достояние) Родители: обеспечение условий для перехода детей на послешкольные уровни образования
Качество образования глазами общества (гражданский заказ-2) Граждане (т.е. члены гражданского общества): Нацеленность на развитие гражданского общества; Способность выпускников к горизонтальному диалогу (межкультурному, межъязыковому, социальному и т.д.); Обогащение образовательного стандарта включением в него возможностей для формирования собственного социального, социокультурного и социально- экономического опыта учащихся; Реализация образовательных программ, адекватных потребностям территориального сообщества
Качество образования глазами личности (персональный заказ) Приобретение способности к развитию качеств, необходимых для максимально полного раскрытия индивидуальных способностей и их продуктивного использования (образование и самообразование в течение всей жизни, ответственное целеполагание, реализация принципа «himselfmade man») Принцип LLL (lifelong learning) Принцип LLL (lifelong learning) Человек есть цель и средство самого себя
Образование и «Я» Человек способен иметь (получить, присвоить) только «своё» образование «Школьное знание» и личный опыт
Знание Знание есть: (1) селективная, (2) упорядоченная, (3) определённым способом (методом) полученная, (4) в соответствии с определёнными критериями (нормами) оформленная, (5) информация, имеющая социальное значение (6) и признаваемая именно в качестве знания определенными социальными субъектами и/или обществом в целом
Культура Культура есть система отношений человека к природе, обществу и к самому себе (а не только сумма знаний об этом)
Компетентность – «единица измерения» качества образования competens, competentis – действующие лица (т.е.характеры), соответствующие реальной обстановке пьесы Competо – вместe добиваться, стремиться; быть годным, способным; соответствовать, подходить Competitio – законная претензия, требование; соревнование Компетентный человек; компетентный гражданин; компетентный родитель; компетентный работник
Компетентность (попытка дефиниции) Компетентность представляет собою сочетание качеств (умений, способов деятельности) позволяющее субъекту выполнять стоящие перед ним задачи не ниже уровня, обеспечивающего эффективную деятельность организации (системы)
Образовательная программа школы как гражданский договор о качестве образования ЧТО ФИКСИРУЕТ?- способы организации и управления процессом образования компетентностей КЕМ СОЗДАЕТСЯ? - совместно администрацией, педагогическим коллективом и общественным советом школы выступает основой для принятия решений относительного вклада, внесенного учителем в ее реализацию является содержательной базой публичного отчета директора школы
Три источника, три составных части образовательной программы Государственный образовательный стандарт (учебные виды деятельности, составляющие учебно- образовательную часть ОП); У твержденный на региональном уровне избыточный перечень компетентностей, востребованных развитием его человеческого капитала; «Гражданский заказ» на условия и гарантии формирования компетентностей, признанных местным сообществом особо актуальными для своих детей
Доклад директора школьному совету Формат доклада Обсуждение обоснованности внесенных предложений по кандидатурам учителей Принятие решения об издании приказа о начислении заработной платы