МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа 2» города Донской Тульской области «Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС». Подготовила: Калгина И.Г. учитель начальных классов первой квалификационной категории учебный год
Духовно-нравственное развитие гражданина России является ключевым фактором модернизации России.
Духовно-нравственное развитие урочная внеурочная внешкольная
Обязательными при организации воспитательного процесса являются -национальный воспитательный идеал, -система базовых национальных ценностей, -основные направления духовно- нравственного развития и воспитания.
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России четко сформирован национальный идеал современной России:
Цель духовно-нравственного развития и воспитания детей должна быть направлена на становления и дальнейшее развития нравственного, ответственного и инициативного ученика начальной школы. Задачи воспитания младших школьников определяются в трёх основных областях - в области формирования личностной культуры, в области формирования социальной культуры, в области формирования семейной культуры.
Базовые национальные ценности: – Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству; – гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство; – социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; – человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество, – наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; – семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; – труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; – традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; – искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; – природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Существует пять основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания: - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; - воспитание нравственных чувств и этического сознания; - воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Методическая литература
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Портрет выпускника начальной школы: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Воспитательный результат это те духовно- нравственные приобретения, которые получил младший школьник вследствие участия в той или иной деятельности. Эффект это последствие результата, то, к чему привело достижение результата.
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения) (Школьник знает и понимает общественную жизнь.) Второй уровень результатов – получение младшим школьником опыта переживания, и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. ( Школьник ценит общественную жизнь.) Третий уровень результатов – получение младшим школьником начального опыта самостоятельного общественного действия. (Школьник самостоятельно действует в общественной жизни.)
Важно дать определённые знания, умения и навыки, но гораздо важнее научить маленького человека нравственным ценностям: доброте, честности, порядочности, любви к своей стране. Это и есть важнейшее условие успешного развития России.
Источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей 21 г. Иваново Сайт: Спасибо за внимание!