Совершенствование навыков чтения младших школьников Автор: Зверева И.В. Школа: МОУ Алексеевская ООШ Жердевского района
Цель проекта: Формирование всесторонне развитой, успешной, творческой, социально адаптированной в обществе личности.
Задачи проекта: прививать интерес к чтению книг повысить внимание к процессу формирования личности дать знания о жизни и окружающем мире развивать самостоятельность мышления учить детей любить книги научить быстро и выразительно читать привить полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки повышать качество знаний учащихся
Основная проблема: Как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и осознанно
Пути решения: установить причину низкой читаемости детей; изучить систему специальных упражнений и способов действий, влияющих на параметры чтения и применять их в работе; применение современных инновационных технологий; довести до сведения родителей о правильном руководстве детским чтением и их большой роли в этом процессе; совершенствовать технику чтения; вести контроль знаний по предмету и техники чтения
Группы упражнений по совершенствованию навыков чтения Упражнения, направленные на развитие четкости произношения. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения. Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.
Виды упражнений: разминка (артикуляционная гимнастика); для развития четкости произношения; шёпотом и медленно; тихо и умеренно; громко и быстро; скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок; наложенных друг на друга слов: р с п машина весенний а б е предметы о ж т т о а а к
Виды упражнений: «игра в прятки», «мнимое слово», «чтение за диктором»; ролевое чтение; хоровое, жужжащее чтение; чтение согласных по таблице: БТМПВФЧКНШЛЖЗЦС КВМСПЛБШГРДБЛСТ и т.д.; чтение по таблице-треугольнику: м а р 1 а м о р 2 о м у р 3 у м ы р 4 ы м и р 5 и
Методика И.Т.Федоренко Наиболее эффективными из системы многократное чтение чтение в темпе скороговорок выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста
Какая же должна быть скорость чтения? надо стремиться достигнуть скорости слов в минуту к концу 3 класса; к середине 4 класса вывести большую часть детей на уровень 120 слов в минуту; во 2 полугодии 4 класса основное внимание уделять отстающим ученикам;
Контроль и учёт знаний техники чтения стартовый (входной) промежуточный (полугодовой или по четвертям) итоговый (конец года)
Таблица техники чтения Ф.И. учащихся1 класс г 2 класс г 3 класс г 4 класс 3 четверть Антонова А. Бабаев В. Баранов А. Кодряну А. Макаров А. Невзорова Л. Остроухов Ю Потапов Н. Потапова Е. Струков Д
Динамика успеваемости учащихся
Работа учащихся в течение учебы Чтение книг Подготовка творческих работ Изготовление рисунков и поделок по прочитанным произведениям Конкурсы чтецов Выступление на уроках чтения, окружающего мира, на внеклассных мероприятиях
Вывод: О результативности проекта можно будет судить только по прошествии времени. Но, анализируя уже проведенную работу, можно подвести такие итоги: - проект способствовал развитию интереса к чтению; - учащиеся повысили технику чтения и качество знаний; - ребята приобрели читательскую, коммуникативную и речевую компетентность.
Информационные источники: 1)Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению.- М.: Ось-89, )Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Метод. Пособие для учителя.-М.: АРКТИ, )Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей.- М.: Просвещение, )Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. 5)Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. Методические рекомендации.- М.: Просвещение, )Первова Г. М. О достижении воспитательных целей чтения. Начальная школа. – )Светловская Н. Н., Джежжелей О. В. Внеклассное чтение во 2 классе. Пособие для учителя. – М., « Просвещение», 1997 г. 8)Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», )Федоренко И. Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. – Киев, 1980.
Спасибо ЗА ВНИМАНИЕ !