Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова» Профилактика аддиктивного поведения в подростковом возрасте Материалы на I региональную учебно-методическую конференцию Старший преподаватель кафедры психологии, канд. психол. наук Н.В. Карпова Ишим, 2013
Аддикция – это поведение при котором индивид утрачивает контроль над употреблением алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ в результате чего возникают тяжелые последствия (нарушения функций головного мозга и всего организма в целом, психических процессов, психологической и социальной адаптации и др.)
Предпосылки аддиктивного поведения как предмет исследования современной науки изучаются в рамках системного подхода – с точки зрения биопсихосоциодуховной модели химической аддикции, на основе которой и должна строиться профилактическая работа
Профилактика, согласно Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, это комплекс социальных, образовательных и медико- психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ, а также на предупреждение развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления
Цель: профилактика пивного алкогольного поведения в подростково-молодежной среде Целевая группа: учащиеся 7–10 классов общеобразовательных школ
Профилактика должна быть посвящена работе с родителями и подростками и включать два основных направления: психолого- педагогическое просвещение родителей (формы работы: родительское собрание, лекции, индивидуальные консультации, беседы, семинары, дискуссии, деловые игры)
Второе направление предполагает практическую работу с родителями и подростками по рефлексии родительской позиции и формированию навыков и умений взаимодействия и сотрудничества родителей с детьми (формы работы: метод игрового моделирования, домашние задания, анализ документов, социально- психологический тренинг, психологические игры и упражнения)
Программа профилактики рассчитана на один учебный год и ведется по трем направлениям: Первое направление предполагает реализацию задач психолого-педагогического просвещения родителей о возрастных и психологических особенностях личности подростка; Второе направление предполагает работу с родителями по осознанию ими родительской позиции во взаимоотношениях с подростком, формирование навыков и приемов позитивных эмоциональных отношений в семье; Третий этап предполагает совместное участие подростков, родителей и педагогов на занятиях, в конце этапа проводится социально-психологический тренинг из трех блоков
Блоки социально-психологического тренинга: Первый блок посвящен формированию у старших школьников представлений о ценностных ориентациях, укреплению групповой сплоченности, что включает в себя знакомство с группой, осознание стратегий и тактик в общении с другими представителями группы, построение отношений в межличностном взаимодействии; Второй блок направлен на систематизацию старшими школьниками своих ценностных ориентаций и их уточнение, и представление о ценностях других участников группы; Третий блок направлен на обеспечение актуализацииценностных ориентаций на основе активизации побуждающей и смыслообразующей функции ценностных ориентаций, приводящую к развитию внутренней мотивации к здоровому образу жизни старших школьников
Список используемой литературы 1. Желомская, Н.А. Взаимодействие педагогов и родителей как условие профилактики аддиктивного поведения в дошкольном возрасте [Текст] // Психология глазами студента: материалы IV Всероссийской студенческой научно- практической конференции / Н.А. Желомская, Н.В. Твердохлебова. – Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, – С Карпова, Н.В. Основы психологической профилактики пивного алкогольного поведения в подростково-молодежной среде [Текст] // Мир аддикций: химические и нехимические зависимости, ассоциированные психические расстройства, тезисы научно-практической конференции с международным участием / Н.В. Карпова. – СПб. – 2012 – С Кочкина, М.В. Психологические аспекты профилактики и предупреждения аддиктивного поведения подростков [Текст]: Автореф. дисс. … канд. психол. наук: / М.В. Кочкина. – М., – 19 с.