Происхождение промысла Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области, 60 км от Москвы Здесь располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары Своё название деревня получила от слова «жгель», т.е. «жечь» или «обжечь» - всё это слова из лексикона стародревних гончаров
Гжельская волость в 18 веке описывалась так: «Земля песчаная, хлеб посредственный, покосы худшие, лес дровяной, крестьяне на оброке промысел имеют деланием разных сортов посуды и сервизов…»
История гжельской росписи До 14 века Гжель производила практически всю гончарную посуду. В 17 веке крестьяне гжельских деревень и сел начали производить поливную посуду и игрушки. Изготовляли в Гжели и кирпич, глиняную обварную и томленую посуду с светлым однотонным черепком. В конце того же 17 века освоили изготовление «муравленой» (т. е. покрытой зеленоватой или коричневой глазурью) посуды, не пропускавшей воду.
История гжельской росписи В 1663 царь Алексей Михайлович издал указ: «…во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годица к аптекарских сосудам». В 1710 Гжельская волость была приписана к Аптекарскому приказу «для дела алхимической посуды». В 1744 попытались проверить пригодность гжельских глин для производства фарфора порцелина, как его тогда называли.
История гжельской росписи Народное искусство быстро вырождалось и на рубеже веков пришло к полному забвению. Народный промысел исчез практически полностью. Возрождается он лишь в послевоенные годы. В 1992 году объединение «Гжель» было единственным предприятием НХП в Гжельском районе. Объединение «Гжель» по сей день создает особый художественный стиль, совершенствует, рекламирует свою продукцию и формирует рынок сбыта.
Особенности росписи Создавали нарядную посуду: квасники декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырех округлых ножках; кумганы подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомойники, кружки-шутихи («напейся не облейся»), блюда, тарелки и др., украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетово- коричневой красками по белому фону.
Особенности росписи В центре изображения находилась птица журавель, основное изображение дополняли условные деревца, кустики Александр Борисович Салтыков разработал «азбуку мазков» методику художественной росписи Мазок образует плотную поверхность синего цвета, контрастирующего с белым фоном Фон становится вторым цветом и так же активен, как и сама роспись Ярким гжельским своеобразием обнаруживается роспись «мазок с тенями» «Мазок» обладает широким тональным диапазоном: от глубоких и темных тонов до очень светлых и легких. В целом он состоит из различных оттенков синего. «Азбуку мазков» дополняет тонкая линия рисунка, играющая в гжельской росписи основную роль
Спасибо за внимание!