Оценка социально-экономического эффекта от введения Автоматизированной системы контроля проезда пассажиров (АСКП) В.А. Шутилин Школа-семинар по проектам НФ ГУ-ВШЭ «Учитель – Ученики» Голицыно, мая 2007 г.
История вопроса Распоряжение Правительства Москвы от 4 ноября 2000 г РП «О дополнительных мерах по повышению собираемости оплаты за проезд в наземном городском транспорте с использованием автоматизированной системы контроля проезда и перевозки пассажиров»; 7 июня 2001 года было принято Распоряжение Правительства Москвы 499-РП «О развитии эксперимента по повышению собираемости оплаты за проезд в городском наземном пассажирском транспорте»; Постановление Правительства Москвы от 16 июля 2002 г. «О результатах эксперимента по повышению сбора проездной платы и учету перевозки пассажиров в наземном городском транспорте Зеленоградского административного округа», утверждение «Плана первоочередных мероприятий по повышению собираемости оплаты за проезд в наземном городском пассажирском транспорте г.Москвы»; Слушания в Московской городской думе 19 декабря 2002 г. «Внедрение автоматизированной системы контроля проезда и оплаты проезда на наземном городском транспорте»; в 2004 г. принято Постановление Правительства Москвы 64-ПП «О развитии наземного общественного транспорта города Москвы и его материально- технической базы на период до 2006 года».
Оценивание реализации программы Обнародованы результаты обследования на маршруте 16 Показатель сравнения До эксперимента считалось Фактические данные Количество перевозимых пассажиров Доля льготников75%не более 35% Оплачивают свой проезд20% ,5% Покупают билеты в Зеленограде Пользуются проездными билетами Доля «зайцев»5% Ушли на «бесплатные» маршруты около 30%
Задачи исследования определить фактические показатели на других маршрутах г.Москвы и сравнить их с данными по маршруту 16; рассмотреть не только экономическую составляющую (собираемость платы за проезд), но и социальные последствия введения АСКП; определить возможные направления совершенствования системы.
Методы исследования - наблюдение в автобусах за функционированием системы АСКП (выбраны 6 маршрутов г.Москвы: 59, 91, 125, 267, 608, К); - анализ материалов Интернет-форумов, ЖЖ и т.д.; - анализ российского и зарубежного опыта использования систем-аналогов АСКП.
Структура системы АСКП билетная подсистема номенклатура типов носителей билетов номенклатура типов билетов состав реквизитов, записываемых на документы механизмы защиты билетов от подделок подсистема продажи и распространения билетов подсистема контроля и погашения билетов подсистема сбора и обработки информации
Доля безбилетников на автобусных маршрутах г.Москвы
Объем пассажирских перевозок в год
Социальные последствия введения АСКП (1) для пассажиров - увеличение времени посадки и времени движения автобуса - увеличение времени ожидания автобуса - давка в автобусе (неравномерное распределение пассажиров в салоне автобуса) - повышение числа источников конфликтных ситуаций между пассажирами - неудобство прохода через турникет - повышение травмоопасности проезда на общественном транспорте - непонимание принципов работы системы - крайняя необходимость приобретать проездной билет заранее - проход через турникет во время движения автобуса
Социальные последствия введения АСКП (2) для водителей - увеличение числа выполняемых функций - повышение числа источников конфликтов с пассажирами - повышение заработной платы водителей
Социальные последствия введения АСКП (3) для водителей и пассажиров индивидуального автотранспорта - увеличение время поездки - повышение числа источников аварийных ситуаций на дорогах для общества в целом - сокращение пространства в автобусе - повышение уровня экологического загрязнения - оптимизация маршрутной сети и расписания автобусов
Выводы система имеет ряд недостатков; показатели функционирования различных маршрутов существенно различаются (например, показатель доли безбилетных пассажиров); введение системы имеет социальные последствия для нескольких целевых групп, а также для обществе в целом.
Возможные направления совершенствования системы АСКП расширение номенклатуры типов проездных билетов с учетом зарубежного опыта; введение новых способов продажи и распространения билетов, к которым, в первую очередь, относится установка автоматизированной аппаратуры по продаже билетов; модернизация системы контроля и погашения билетов в части установки устройств контроля проезда на двери, которые в настоящее время не оборудованы турникетами; приобретение новых транспортных средств с повышенными возможностями совмещения с АСКП; повышение уровня технической надежности системы АСКП; совмещение системы АСКП с автоматизированными системами мониторинга пассажирских потоков (АСМПП, АСДУПП и др.).