Контроль качества по SWEBOK Данилов Евгений
SWEBOK Software Engineering Body OfOf Knowledge
Что такое качество? Соответствие пользовательским требованиям /Phil Crosby/ Достижение отличного уровня пригодности к использованию /Watts Hamphrey/ Качество, управляемое рыночными потребностями /IBM/ Качество, задаваемое потребителем /Критерий Бэлдрижа для организационного качества/ Степень соответствования присущих характеристик требованиям /ISO 9001/
Качество Основы качества Процессы управления качеством Практические соображения
Основы качества
Повышение качества Качество программного обеспечения может повышаться за счет итеративного процесса постоянного улучшения. Это требует контроля, координации и обратной связи в процессе управления многими одновременно выполняемыми процессами: 1.Процессами жизненного цикла 2.Процессом обнаружения, устранения и предотвращения сбоев/дефектов 3.Процессов улучшения качества
Процессы управления качеством
Оценка и аудит Управленченские оценки Назначение управленческих оценок состоит в отслеживании развития «проекта/продукта», определения статуса планов и расписаний, утверждения требования и распределения ресурсов, или оценки эффективности управленческих подходов, используемых для достижения поставленных целей Технические оценки Назначением технических оценок является исследование программного продукта для определения его пригодности для использования в надлежащих целях. Цель состоит в идентификации расхождений с утвержденными спецификациями и стандартами
Оценка и аудит Инспекции Назначение инспекций состоит в обнаружении и идентификации аномалий в программном продукте «Прогонки» Назначение прогонки состоит в оценке программного продукта. Прогонка может проводиться с целью ознакомления (обучения) аудитории с программным продуктом Аудиты Назначением аудита программного обеспечения является независимая оценка программных продуктов и процессов на предмет их соответствия применимым регулирующим документам, стандартам, руководящим указаниям, планам и процедурам
Практические соображения
Требования к качеству Факторы влияния (Influence factors) Гарантоспособность (Dependability) Уровни целостности программного обеспечения (Integrity levels of software)
Требования к качеству Факторы влияния: Область применения системы, в которой будет работать программное обеспечение Системные и программные требования Какие компоненты используются в системе – коммерческие (внешние) или стандартные (внутренние) Какие стандарты разработки применимы в заданном контексте Каковы методы и программные инструменты, применяемые для разработки и сопровождения, а также для обеспечения качества и совершенствования продукта и процессов Бюджет, персонал, организация проектной деятельности, планы и расписания для всех процессов Кто целевые пользователи и каково назначение системы? Уровень целостности системы
Требования к качеству Гарантоспособность: Защищенность от сбоев (fault-tolerance) Безопасность использования (safety) Информационная безопасность (security) Удобство и простота использования (usability) Надежность (reliability)
Требования к качеству Уровни целостности программного обеспечения: определяются на основании возможных последствий сбоя программного обеспечения и вероятности возникновения такого сбоя
Характеристика дефектов Ошибка (error): Отличие … между корректным результатом и вычисленным результатом «полученным с использованием программного обеспечения» Недостаток (fault): Некорректный шаг, процесс или определение данных в компьютерной программе Сбой (failure): «Некорректный» результат, полученный в результате недостатка Человеческая/пользовательская ошибка (mistake): Действие человека, приведшее к некорректному результату из стандарта IEEE «IEEE Standard Glossary of Software Engineering Terminology»
Требования к качеству Гарантоспособность: Защищенность от сбоев (fault-tolerance) Безопасность использования (safety) Информационная безопасность (security) Удобство и простота использования (usability) Надежность (reliability)
Спасибо! Евгений Данилов