Открытый урок в 6 классе на тему: Картины народной жизни в повести Н.В.Гоголя « Ночь перед Рождеством» Выполнила учитель русского языка и литературы Мухаметзанова З.Н. МОУ « Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан
Цели урока: 1 ) Совершенствовать навыки вдумчивого чтения; 2 ) продолжить формирование навыков дискуссии; 3 ) Воспитывать чувство уважения друг к другу, чувства любви,чувство юмора; 4 ) Воспитание на примере главного героя здорового образа жизни.
Ход урока: Оргмомент. Вступительное слово учителя.
…« черные брови и очи, черные косы, « невыразимо приятная усмешка, прожигавшая душу; кокетка, « была капризна, как красавица »
Какую героиню напоминает Оксана, любующаяся собой в зеркало? Царицу из « Сказки о мертвой царевне и семи богатырях »
Почему Солоху считают ведьмой ? Солоху считают ведьмой соседки- старухи за то, что она очень хитрая и проворная. Еще она была очень привлекательной и «причаровывала» всех казаков хутора.
Почему Солоха ссорила своего сына Вакулу с казаком Чубом? Солоха хотела прибрать к рукам его хозяйство. Вакула любил дочку Чуба Оксану, и она всеми силами старалась их поссорить, потому что ее планы бы рухнули.
Что такое юмор? «Юмор – изображение героев в смешном виде. Смех помогает человеку освобождаться от всего дурного, мелкого, пошлого. В отличие от сатиры, юмор – смех веселый, доброжелательный». Ребята, читая повесть, мы очень часто смеемся над некоторыми эпизодами. Гоголь заставляет нас смеяться.
Каким способом достигается юмористический эффект? Смешно потому, что Чуб заблудился в метели, не узнал собственную хату, испугался Вакулы, переменил голос и оказался неузнанным Это достигается олицетворением – «месяц, пользуясь случаем, вылетел через трубу. «весело смеющаяся ночь», метафорами и эпитетами-«снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами и т.д. К ак достигается необыкновенная поэтичность и красота описания пейзажа?
«Ветреная Солоха» «(Каждый из гостей Солохи думал, что он единственый пользуется ее расположением; солидные люди, даже дьяк, спрятались в мешки из – под угля, чтобы не попасть в дурное положение, и как раз попали в него. Здесь юмористические приемы несоответствия, неожиданности)
Что мы узнаем от автора о Пацюке? Пацюк, бывший запорожец, « ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру ».
Какие чудеса увидел Вакула у Пацюка ? Ленивый Пацюк глотал вареники, которые сами обмакнулись в сметану и лезли ему в рот. Пацюк знал, что черт у Вакулы за спиной. Кузнец понял слова Пацюка «Тому не надо далеко ходить, у кого черт за спиной стоит».
Почему черт радовался, что Вакула готов погубить свою душу? Кузнец верил в Бога, к тому же рисовал картины, где черту приходилось туго
Какую проблему затрагивает автор в повести? П роблему нездорового образа жизни. В этом произведении только Вакула способен преодолеть соблазн, сразиться с грехами человеческими, т.к. вобрал в себя лучшие качества.
Давайте сопоставим Вакулу с другими героями повести. Вакула как представитель молодого поколения – олицетворения нравственных начал Герои, совершившие безнравственные поступки 1.Здоровый образ жизни ( катание с гор, праздники на лоне природе) 2. Там нравственность, где происходит слияние с природой. 3.Трудолюбие. 4.Богобоязненность. «Кузнец был богобоязненный человек». 5. Талантливость. Защита от дьявола, от зла, смерти. 1. Табак. «А дай понюхать табаку…» 2. Обжорство. «Ел за шестерых косарей». 3.Пьянство. «Еще при месячной ночи варенуха и водка, настроенная на шафране…» 4. Бездуховность - (скука, лень, бесцельное времяпрепровождение). «Спал три четверти дня…», «ничего не работал..» 5. Болезни, причиной которых был неправильный образ жизни.(Пацюку попала кость в горло). 6. Сквернословие. «Чуб долго еще ворчал и бранился…» Ловушка для дьявола.
Вывод : ч еловек, который ведет неправильный образ жизни, может оказаться в мешке.. Можно считать, что мешок символизирует место, куда собраны Гоголем все пороки общества, являющиеся основой нездорового образа жизни. ч еловек, который ведет здоровый образ жизни, может достичь многого.