ОТКРЫТЫЙ УРОК Новое – забытое старое …
Каким должен быть учитель? Дети, общество хотят видеть в современном учителе педагога эрудированного типа, интеллектуала, человека с чувством юмора, находчивого, гордого, способного к рефлексии, способному к научному анализу своих изобретений. Урок- это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса, основная форма организации обучения в современной школе.
Урок необходимо проектировать, тем более открытый. Медленное, идеальное выстраивание темы и стремление к поставленной цели это результат урока.
Задачей учителя, демонстрирующего открытое занятие, является оценка эффективности применяемых технологий, методов, совершенствование отдельных приемов, педагогических находок, создание собственной системы учебно- воспитательной работы.
Открытый урок, как правило, является составной частью изучения профессиональной деятельности учителя. Речь идет об изучении работы учителя по диагностированию успешности, анализу, документальному обеспечению образовательно-воспитательного процесса, его общественно- педагогической деятельности, организации внеклассной работы по предмету, его кабинетной работы, его методической деятельности, проводимым им внеклассным мероприятиям, урокам, подготовке учащихся к конкурсам и полученным вообще результатам обучения, работе с родителями. Проектно- исследовательской и экспериментальной работе, классному руководству.
показ нескольких уроков темы внеклассных занятий по индивидуальным программам с одаренными детьми специальная работа с учащимися, требующими дополнительного педагогического внимания работа с учащимися для участия в олимпиадах и предметных соревнованиях проведение межпредметного вечера проведение профориентационного классного часа и экскурсии Технология открытого урока
Когда проводятся открытые уроки ? Присвоение по итогам аттестации более высокого разряда. Выдвижение на обобщение накопленного педагогического опыта учителя. Направление на районный, городской конкурс профессионального мастерства. Предоставление права самоконтроля, самоанализа, самообобщения накопленного опыта и представления полученных результатов администрации и коллективу школы. Предоставление права выступить с научным отчетом на педагогическом совете или ином педагогическом форуме. Выпуск листовки или буклета с изложением инноваций и достижений педагога в работе. Подготовка передачи на радио или местном телевидении. Награждение педагога благодарственным письмом. Представление педагога к местным или государственным наградам.
Таким образом, открытый урок не как случайное событие, обязательное для учителя, но как целостный процесс, характерный для лучших учителей, способных быть маяками в деле повышения качества образования детей.
Удовлетворенность самого учителя, коллег, администрации и учащихся. Наличие оправданной, полезной и педагогической привлекательной новизны. Факт достижения заявленных целей. Наличие доверительно-уважительной, эмоционально положительной обстановки, увлеченность и включенность учащихся в процесс. Сбалансированность форм и методов, применяемых в процессе деятельности. Учет интересов каждой группы учащихся (нуждающихся в педагогической поддержке, одаренных, успешных, средних). Использование необходимых средств наглядности, ТСО Критериями успешности можно считать :
1. Для того, чтобы осуществить новую технологию открытого урока, необходимо обеспечить следующие условия : урок, предшествующий открытому в день его представления, и урок, следующий за открытым, должны быть у учителя свободными от работы в других классах. Технология открытого урока
2.Перед открытым уроком необходимо дать характеристику обученности, обучаемости, реальных учебных и воспитательных возможностей детей класса, где будет даваться урок. Технология открытого урока P. S. На уроках, где отсутствует диагностика детей, после разбора только что проведенного урока, гости могут задать вопросы, которые приведут в полный конфуз учителя.
1. Учитель сначала дает характеристику класса, где будет проводиться открытый урок 2. Рассказывает о проекте предстоящего урока и затем связывает эти части, пояснив гостям, где и как он учитывал те или иные особенности групп детей при конструировании проекта 3. Поясняет, какие особенности обученности и обучаемости он учитывал. Алгоритм работы учителя перед открытым уроком
Учитель - мастер должен быть готов изменить проект в ходе самого урока в зависимости от возникшей на уроке предполагаемой или непредвидимой ситуации. Учитель заранее продумывает запасные методические варианты, но может возникнуть экспромт. Все это не следует сразу расценивать как недостаток, упущение, ошибку, ибо способность к импровизации - один из показателей не только креативности, но и мастерства учителя.
Спасибо за внимание ! С уважением Тригуб Л. В.