Тема: Экономические реформы: от плановой экономики - к рыночной. Гарбер Н.И. учитель истории МОУ ООШ с.Синда
Пояснительная записка Урок составлен с учетом познавательных возможностей учащихся 9 класса, его задачей является повышение усвоения учебного материала, через восприятие: а) ученик слышит речь учителя; б) ученик видит слайд; в) ученик действует.
Цель: Охарактеризовать проблемы экономики начала 80-х гг., выяснить основные этапы экономического реформирования в СССР с 1985 по 1991гг.,определить причины неудач в реформировании. Образовательные: развивать у учащихся умения анализировать и на основе этого анализа формировать свою точку зрения и учиться доказывать ее, выделять главное и систематизировать выделенное. Воспитательные: Способствовать формированию у учащихся понятия, о том, что любое дело необходимо доводить до конца и осознания ими ответственности за принятые решения.
«Ускорение» Экономические реформы гг. I этап реформы. Хронология: апрель1985 – первая половина 1987г. Цели: ускорение научно-технического прогресса. Мероприятия: 1) шире использовать «скрытые резервы»; 2) укрепить трудовую дисциплину; 3) развивать социалистическое соревнование; 4) госприемка; 5) антиалкогольная кампания. Итоги: 1) бюджет потерял 10млрд.руб. за счет сокращения продажи спиртного; 2) рост управленческого аппарата на предприятиях 3) авария в Чернобыле. Вывод: Необходима смена кадров управления экономикой, разработка новой стратегии экономического развития.
II этап реформы. Хронология: вторая половина 1987 – первая половина 1989г. Цели: Либерализация государственной экономики. Мероприятия: 1) расширение самостоятельности предприятий (хозрасчет, самофинансирование) 2) разрешение индивидуальной трудовой деятельности; 3) аренда земли; 4) самостоятельность местных рынков; 5) конверсия. Итоги: 1) начало товарного голода; 2) появление инфляции; 3) социальная напряженность; 4) рост денег на сберкнижках, не обеспеченных товарами.
III этап реформы Мероприятия Хронология: вторая половина первая половина 1991гг. Цель: поиски пути перехода к регулируемому рынку Программа «500 дней» Шаталина – Явлинского - быстрый, решительный переход к рынку; -передача в частные руки торговых и промышленных предприятий. Правительственная программа Павлова: - отказ от программы «500 дней»; - обмен рублевых купюр; Итоги: 1) начало абсолютного спада промышленного производства 2) в 1990 году национальный доход сократился на 4% 3) бюджетный дефицит составлял 200 млрд. рублей 4) введение «визитных карточек покупателя»
Итоги Экономическая политика половинчата и непоследовательна. Многие законы, принятые «наверху» саботировались бюрократами Механизм и сроки реализации мероприятий были намечены приблизительно и неконкретно Не проработали вопросы реформирования кредитной и ценовой политики Психологическая неподготовленность большинства руководителей к переходу к рынку В чем вы видите причины неудач 1985 – 1990гг.?