Что мы узнали в ходе реформы в области защиты детей? Весна Бошняк
Передовой опыт заказа услуг защиты детей Передовой опыт по регулированию процессов перемен Преодоление отдельных трудностей и проблем деинституционализации Проведение кампаний по изменению приверженности интернатным учреждениям Проследить за тем, чтобы реформы и перемены были понятны каждому Более комплексные системные реформы Что мы узнали в ходе реформы в области защиты детей:
Передовой опыт заказа услуг защиты детей Учреждения предоставляют новые услуги для своих нынешних пользователей, а также для потенциальных пользователей услуг Органы (комиссии, отделы опеки и социальных услуг, суды) устраненяют дублирование функций, вводят в практику методов индивидуального сопровождения и контроля на входе
Передовой опыт заказа услуг защиты детей Аккредитованные НПО привлечены и профинансированы правительством для предоставления услуг по защите детей Все новые услуги, в первую очередь, направлены на устройство детей с тем, чтобы предотвратить поступление детей в учреждения или обеспечить возврат детей обратно в свои семьи и/или сообщества
Передовой опыт по регулированию процессов перемен Законы и подзаконные акты определяют мандат и стандарты для функционирования целого спектра услуг; отказываются от изживших себя институциональных мандатов и практики; и перераспределяют ресурсы Планирование внедрено как обязательный механизм для регулирования системы такой же силы, как и принятие и исполнение законов
Передовой опыт по регулированию процессов перемен Планы на государственном, областном и уровнях конкретных учреждений определяют количественные задачи на кратко-, средне-, и долгосрочную перспективы, соответствующее (пере)распределение ресурсов, сроки и подотчетность Протоколы и другие виды регулирующих инструментов для участия различных секторов в предоставлении комплексных услуг (для детей с ограниченным возможностями, детей в конфликте с законом, жертв насилия и торговли детьми и т.д.)
Деинституционализация Отдельные сферы для дерегулирования, временных положений и принятия новых правил Правовые основы для институционального устройства и функционирования Финансовые правила, источники и потоки Административные и технические руководства
Деинституционализация Решения о поступлении в и выписке детей из учреждений Внутренний распорядок и положения учреждений (должностные инструкции, методика работы и т.д.) Участие персонала, их права, вознаграждение, интересы и т.д. Правила по использованию имущества и других активов учреждений
Проследить, чтобы реформы были понятны каждому Пример детей необходимо выписать из учреждения, штат которого насчитывает 60 человек o Все альтернативы для детей и персонала были рассмотрены Возможное распределение детей : 15 детей вернулись в свои биологические семьи 35 детей– в приемные семьи или под опеку родственников 30 детей – в небольшие групповые дома (до 5 детей) 15 детей (в возрасте 18 лет) последующее наблюдение через гранты и индивидуальное наставничество o Имеющиеся ресурсы = бюджет учреждения
Пример - продолжение... Штат = 50 штатных сотрудников, которых нужно перераспределить по: Центрам дневного ухода за детьми и службам адресной помощи семьям (50 детей сейчас в семьях, плюс 30 новых пользователей услуг, 30 сотрудников ) Небольшим групповым домам (8 сотрудников) Поддержка приемных/патронатных семей и/или семей родственников-опекунов (1 сотрудник) Поддержка выпускников учреждения (2 сотрудника) Управление и администрация (7 сотрудников) Уволить работающих пенсионеров и оформить пенсию по возрасту или досрочно – 12 сотрудников
Стоимость инфраструктуры учреждения зачастую превышает объем ресурсов, необходимых для центров дневного ухода за детьми или небольших групповых домов Дополнительные затраты системы являются «переходными» - планирование, обучение и повышение потенциала в течение одного года В долгосрочной перспективе, государство будет тратить на 100 детей меньше, чем если сохранится нынешняя тенденция
Более комплексная системная реформа Внедрение стандартов о правах детей и женщин в законодательство, стандарты для предоставления услуг и кодекс профессиональной этики Внедрение межправительственных финансовых транфертов для оказания базовых услуг от центрального уровня до муниципалитетов с низким уровнем доходов Балансирование между универсальными и целевыми пособиями для самых нуждающихся детей и их семей
Более комплексная системная реформа Сделать детей, подверженных риску (с ограниченными возможностями, сироты, устроенные в замещающих семьях и т.д..) бенефициариями большей части схем или механизмов выплаты денежных пособий и льгот Инклюзивная политика в сфере здравоохранения и образования, и т.д.