Изменения ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», внесенные в 2011 г. Всего поправки вносились 17 раз, из них 6 - в 2011 г. Дата и номер ФЗ Наименование ФЗТема изменений ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации Предусмотрена возможность представления документов на лицензию в электронном виде; ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля Установление порядка осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности. Дифференцированный подход к осуществлению надзорной деятельности ФЗ ФЗ О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации Изменение наименования объектов ЭПБ - документация на капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО Государственная и негосударственная экспертиза ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании» Введение новых документов – федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности. Добавлен термин «технические устройства» ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии Требования ПБ для объектов использования атомной энергии устанавливаются федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии
Поправки 242-ФЗ - Статья 16. Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности Федеральный государственный надзор в области ПБ - деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности юридическими лицами индивидуальными предпринимателями обязательных требований ПБ. Методы надзора: организация и проведение проверок; принятие предусмотренных законодательством мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению выявленных нарушений; систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований.
Основанием для проведения плановой проверки является истечение одного года со дня: а) принятия решения о вводе в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта ОПО, в том числе используемых при эксплуатации ОПО зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов; б) регистрации ОПО в государственном реестре опасных производственных объектов; в) окончания проведения последней плановой проверки. На отдельных ОПО может быть установлен режим постоянного государственного надзора. Перечень объектов, в отношении которых вводится этот режим устанавливается Правительством Российской Федерации. ПП РФ от утв. Положение о режиме постоянного государственного надзора на ОПО и ГТС
Основания для проведения внеплановой проверки а) истечение срока исполнения выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований; *б) поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение вреда, возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера; в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки * Внеплановая проверка по п. «б» проводится без согласования с органом прокуратуры, во всех остальных случаях по ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» 294-ФЗ по согласованию с прокуратурой.
Поправки в Трудовой кодекс РФ, внесенные 232-ФЗ Ст.366 : Государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на ОПО осуществляется ФОИВ по промышленной безопасности, который проверяет соблюдение государственных нормативных требований охраны труда на ОПО
Что относится к государственным нормативным требованиям по охране труда? В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации охраной труда является система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально- экономические, организационно-технические, санитарно- гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда. Примерный перечень нормативов по охране труда составляет более 400 документов.
Необходимые шаги для реализации статьи 366 Необходимо внести изменения в статью 23.31, пункт 39 статьи 28.3 КоАП в части включения в полномочия должностных лиц Ростехнадзора составления протоколов и рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением требований охраны предусмотренных статьей 5.27 КоАП. Внести изменения в Положение о Ростехнадзоре, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от г. 401, конкретизировав полномочия инспектора Ростехнадзора в части соблюдения требований ОТ с последуюшей разработкой Административных регламентов. Составить перечень НПА в области ОТ, которыми должен руководствоваться инспектор Ростехнадзора, предусмотрев возможность внесения требований ОТ в разрабатываемые ФНИПы. Внести изменения в «Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утв. Приказом Ростехнадзора от г. 480.
Поправки 243-ФЗ - Федеральный закон О промышленной безопасности oпacных производственных объектов. Статья 8. Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта (исключено слово «расширение») Техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности Проектная документация на строительство и реконструкцию подлежит экспертизе проектной документации (исключено слово «государственной»)
ОБЪЕКТЫ ЭКСПЕРТИЗЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПОДЛЕЖИТ: проектная документация на: –строительство, –реконструкцию, документация на техническое перевооружение в составе проектной документации; декларация ПБ в составе проектной документации в тех же случаях Проводит Главгосэкспертиза, подведомственная Минрегионразвития России ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» от г. 232-ФЗ ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДЛЕЖИТ: документация на: –капитальный ремонт, –техническое перевооружение (если не в составе проектной документации), –консервацию и ликвидацию технические устройства, применяемые на ОПО; здания и сооружения на ОПО; декларация ПБ в составе документации на –капитальный ремонт –техническое перевооружение, –консервацию и ликвидацию ОПО декларация ПБ на эксплуатируемый объект иные документы, связанные с эксплуатацией ОПО
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности (248-ФЗ) устанавливают обязательные требования к: осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, в том числе требования к работникам опасных производственных объектов; безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе обязательные требования к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте. – Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности (ФН ПБ) разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ
Статья 7. Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте Обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на ОПО и формы оценки их соответствия таким обязательным требованиям устанавливаются в соответствии законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Общий порядок и условия применения ТУ на ОПО устанавливаются Правительством Российской Федерации. ТУ, применяемые на ОПО в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности, если иная форма соответствия таких ТУ обязательным требований к ним не установлена техническими регламентами Применение ТУ на ОПО осуществляется при условии получения разрешения, выдаваемого ФОИВ. если иная форма соответствия таких ТУ обязательным требований к ним не установлена техническими регламентами За выдачу разрешения на применение ТУ на ОПО уплачивается государственная пошлина в размере 2000 руб. Технический регламент о безопасности машин и оборудования Федеральный закон «О техническом регулировании» ПП РФ от г. 1540» О применении технических устройств на ОПО Административный регламент Ростехнадзора
ЗАО НТЦ ПБ Формы подтверждения соответствия (184-ФЗ) Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия); обязательной сертификации. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Слайд 13
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ о безопасности машин и оборудования, утв. Постановлением Правительства РФ от г. 753 Действие настоящего технического регламента распространяется на машины и оборудование, применяемые на опасных производственных объектах, а также на процессы их эксплуатации и утилизации в части, не противоречащей требованиям по обеспечению промышленной безопасности. Машины и (или) оборудование, впервые выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации, подлежат обязательному подтверждению соответствия. Экспортируемые и бывшие в эксплуатации машины и (или) оборудование не подлежат обязательному подтверждению соответствия. 14
ЗАО НТЦ ПБ Письмо Ростехнадзора Текст слайда Слайд 15
Изменения в законодательстве о техническом регулировании от 21 июля 2011 года 255-ФЗ (вступит в 21 октября 2011 года) Объекты технического регулирования требования к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция); или продукция и связанные с требованиями к продукции процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
Сферы действия 116-ФЗ и 184-ФЗ Виды деятельности в области промышленной безопасности (116-ФЗ): Проектирование, строительство, эксплуатация, расширение реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасных производственных объектов (ОПО); Изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на ОПО; Проведение экспертизы промышленной безопасности; Подготовка и переподготовка работников опасного производственного объект а 184-ФЗ не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением требований к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности; безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах; за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения таких требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации
Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; промышленную безопасность \ безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте); термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений; другие виды безопасности в целях, соответствующих целям технического регулирования.
ЗАО НТЦ ПБ Изменения, связанные с вступлением в силу ФЗ «О лицензировании…» 99-ФЗ Ст.6 п.2 Обязательным требованием к соискателю лицензии для принятия решения о предоставлении лицензии на эксплуатацию ОПО является наличие документов, подтверждающих ввод опасных производственных объектов в эксплуатацию, или положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах, здания и сооружения на опасных производственных объектах, а также в случаях, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, деклараций промышленной безопасности. Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, которые находятся в распоряжении лицензирующего органа, органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Документы могут быть представлены соискателем лицензии в форме электронных документов. Слайд 19
Какие изменения ожидать в 2012 г.? Чем эти изменения обусловлены? 1. Выполнение распоряжения Правительства РФ 1371-рп 2. Приведение в соответствие с Конвенцией МОТ по предотвращению промышленных аварий ( Ратифицирована Федеральным законом от ФЗ)
План мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых Ростехнадзором, утв. Распоряжением Правительства РФ от р
ЗАО НТЦ ПБ РП 1371-р от План мероприятий по совершенствованию деятельности Ростехнадзора Текст слайда Слайд 22 Основные направления совершенствования деятельностиВид документаСрок исполнения Изменения в 116-ФЗ в части: Введения классификации ОПО; установление полномочий Правительства по утверждению правил классификации ОПО на 4 класса: чрезвычайно высокая опасность, высокая опасность; средняя опасность; малая опасность. Проект ФЗIV кв.2012 Разработка проекта документа о порядке разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий Проект ПП РФIV кв.2012 Установление исчерпывающего перечня случаев проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств Проект ПП РФIV кв.2012 Разработка проектов ФНПВедомств.акты ПП РФ от мес. После принятия ПП
ЗАО НТЦ ПБ РП 1371-р от План мероприятий по совершенствованию деятельности Ростехнадзора Текст слайда Слайд 23 Основные направления совершенствования деятельностиВид документаСрок исполнения Правовое регулирование экспертизы ПБ (отмена утверждения заключений экспертизы, введения ответственности ЭО) Проект ФЗIII кв.2011 Исключение из категории ОПО АЗС, лифтов в многоквартирных домах и объектов розничной торговли Проект ФЗIII -IV кв Дифференциация методов контроля и надзора в зависимости от класса опасности объекта докладIII кв Изменения процедуры аттестации, исключение согласования графиков подготовки, программ подготовки, обязательности подготовки при очередной аттестации и др. Ведомственные акты Приказ Ростехнадзора от IV кв. 2011
Предложения по внесению изменений в 116-ФЗ Конвенция МОТ C т.5 Компетентный орган или орган, уполномоченный или признанный компетентным органом, разрабатывает систему идентификации объектов повышенной опасности с указанием их предельно допустимых количеств, в соответствии с национальным законодательством или международными нормами. Ст8. Предприниматели уведомляют компетентный орган о любом идентифицированном ими объекте повышенной опасности: a) в установленные сроки - в случае уже функционирующего объекта; b) до начала эксплуатации - в случае нового объекта. Предприниматели также уведомляют компетентный орган перед окончательным закрытием каждого объекта повышенной опасности. 116-ФЗ, статья 2 2. ОПО в зависимости от уровня потенциальной в соответствии с критериями указанными в Приложении 2 к настоящему Федеральному закону подразделяются на четыре класса опасности: I класс - чрезвычайно высокая опасность; II класс - высокая опасность; III класс - средняя опасность; IV класс - низкая опасность 3. ОПО подлежат регистрации в государственном реестре. В свидетельстве о регистрации устанавливается класс опасности. Руководитель организации, эксплуатирующей ОПО несет ответственность за полноту и достоверность сведений
1371-р Установить исчерпывающий перечень случаев проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств Изменения в ст ФЗ ТУ, применяемое на ОПО подлежит экспертизе промышленной безопасности в следующих случаях: – при несоответствии ТУ отдельным требованиям ПБ; – при выработке установленного изготовителем нормативного (расчетного) срока эксплуатации или количества циклов нагрузки ТУ; – При отсутствии технической документации данных о сроке службы ТУ, если фактический срок его службы превышает 20 лет; – После проведения ремонтных работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов ТУ, а также восстановительных ремонтных работ после аварии на ОПО.
Предложения по внесению изменений в 116-ФЗ Конвенция МОТ Cт.9 В отношении каждого объекта повышенной опасности предприниматели создают и обеспечивают функционирование документированной системы контроля за факторами повышенного риска 116-ФЗ 11. Управление промышленной безопасностью 1. Организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты I и II класса опасности, обязана разрабатывать и обеспечивать функционирование системы управления промышленной безопасностью и охраной труда. 2. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III или IV классов опасности, обязаны организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности либо создавать и обеспечивать функционирование системы управления промышленной безопасностью и охраной труда. Для объектов IV класса опасности предусматривается уведомительный характер начала эксплуатации (ст.9)
Предложения по внесению изменений в 116-ФЗ Конвенция МОТ Cт.11.Предприниматели пересматривают, обновляют и вносят изменения в доклады по безопасности: а) в случае изменений, заметно влияющих на уровень безопасности на объекте или в производственном процессе или в количествах опасных веществ, имеющихся на объекте; б) если это вызвано развитием технических знаний или появлением новых методов оценки опасности; в) через интервалы времени, предписываемые национальным законодательством; г) по требованию компетентного органа 116-ФЗ 14. Разработка декларации промышленной безопасности Устанавливается обязательность разработки декларации для объектов I и II опасности с ОВ П.3. ДПБ находящегося в эксплуатации ОПО уточняется в случае изменения сведения и изменения требований ПБ. ДПБ разрабатывается вновь в случае: истечения 5 лет со дня регистрации последней ДПБ; изменения технологических процессов или количества веществ; необходимости, вызванной развитием технических знаний или появлением новых методов оценки опасности; по предписанию ФОИВ в случае нарушения требований ПБ.
Дифференцированные требования к методам управления и надзора Класс опасности Частота плановых проверок I режим постоянного государственного надзора Создание систем управления ПБ IIНе чаще 1 раза в течение 1 года IIIНе чаще 1 раза в течение 3 лет Создание СУПБ или организация производственного контроля IVПлановые проверки не проводятся
Разработка специальных технических условий П.4 ст.3 В случае, если для эксплуатации, технического перевооружения, капитального ремонта, консервации и ликвидации ОПО требуется отступление от требований промышленной безопасности, или таких требований недостаточно – деятельность осуществляется в соответствии с СТУ СТУ подлежат экспертизе промышленной безопасности Требования к СТУ в области ПБ устанавливает Ростехнадзор Подпункт 6 п.1 Ст.13 Экспертизе промышленной безопасности подлежат: ………….специальные технические условия
Приложение 1. Опасные производственные объекты К категории ОПО относятся объекты, на которых: 1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в Приложении 2 количествах опасные вещества следующих видов 2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля : а) пара, газа (в газообразном и сжиженном состоянии) б)воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскалей 3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры (за исключением установленных в жилищном фонде лифтов, платформ для инвалидов, эскалаторов – 1371 р) 4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования с загрузкой шихтовых материалов от 100 кг и более; 5) ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях; 6) хранится, перерабатывается или используется растительное сырье и образуются горючие пыли, способные самовозгораться, а также взрываться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОПО КАТ.ОПО ПРИЛ. 1 КЛАССЫ ОПАСНОСТИ IIIIIIIV 1) > 1000% Пкв; объекты спецхимии и уничтожения хим.оружия 1000%
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОПО КАТ.ОПО ПРИЛ. 1 КЛАССЫ ОПАСНОСТИ IIIIIIIV 5) Шахты угольные опасные по: взрыву газа или пыли; внезапным выбросам; горным ударам; прорыву воды, нефтепроявлениям Объекты, на кот.ведутся горные работы в подз. условиях за исключением шахт угольных, откр.горные работы с объемом разработки горной массы более 1 млн куб.м в год; объекты переработки угля Объекты, на которых ведутся откр.горные работы с объемом разработки горной массы более от 100 до 1 млн куб.м в год; объекты по обогащению полезных ископаемых Объекты, на которых ведутся откр.горные работы с объемом разработки горной массы более менее 100 куб.м в год; 6) элеваторыИные объекты 1.Если для ОПО могут быть установлены разные классы опасности, то устанавливается наиболее высокий из них. 2.Если ОПО располагается на особо охраняемых природных территориях, на шельфе или во внутренних водах, то ему присваивается следующий (за искл. объектов I класса более высокий класс опасности)
Слайд 32 ЗАО НТЦ ПБ Примерное распределение ОПО по классам опасности Класс опасностиКол-во ОПОПроцентное соотношение ОПО I12980,4 II97553,3 III IV ,3