Интегрированная модель здравоохранения Казахстана Проф. Айкан Аканов и проф. Тилек Мейманалиев Алматы, 6 марта 2012 г.
Ценности, воплощенные в политике «Здоровье-2020» Всеобщий характер права человека на здоровье и медико-санитарную помощь Социальная справедливость Солидарность Устойчивость Право участвовать в принятии решений
Ценности, воплощенные в политике «Здоровье-2020» Уважение человеческого достоинства Автономия Отсутствие дискриминации Прозрачность Подотчетность
Принципы государственной политики в здравоохранении РК Обеспечение равенства прав граждан на получение безопасной, эффективной и качественной медицинской помощи Солидарная ответственность государства, работодателей и граждан за сохранение и укрепление индивидуального и общественного здоровья (Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения, 2009)
Источники финансирования здравоохранения РК Бюджетные средства Средства добровольного страхования Средства от платных услуг Иные источники, не противоречащие законодательству РК (Кодекс РК о ЗН и СЗ, 2009)
Бюджетная модель здравоохранения РК Данная модель может эффективно функционировать только при сочетании достаточного финансирования, эффективного управления и хозяйственного механизма, при наличии высококвалифицированных кадров. Ни одно из перечисленных условий в РК не выполняется (Аканов А.А. и соавт., 2009)
Интегрированная модель здравоохранения РК Финансирование 3 основных источника: - государственный бюджет - средства ОМС (5% от ФОТ) - официальные со-платежи
Интегрированная модель здравоохранения РК Финансирование Преобладающей формой ресурсов для здравоохранения сохраняется государственный бюджет (60%). Средства ОМС должны составить 30%. Официальные со-платежи – 10%
Интегрированная модель здравоохранения РК Задержка с введением обязательного медицинского страхования может ускорить наметившийся процесс замены бесплатной медицинской помощи платной. Как ни парадоксально, но при неуправляемом нарастании платной медицинской помощи нагрузка на бюджет увеличивается (Аканов А.А. и соавт., 2009).
Интегрированная модель здравоохранения РК Финансирование Дополнительные источники: Добровольное (частное) МС Внешние инвестиции Неформальные платежи населения
Неформальные платежи в РК Экспертным путем можно предположить, что теневая экономика в здравоохранении составляет примерно 30%, или около 1% ВВП (Аканов А.А. и соавт., 2009).
Интегрированная модель здравоохранения РК Финансирование Особенности «включения» и «исключения» в систему ОМС: «Включение» – неработающее население «Исключение» - богатые граждане (пример – Германия) - для них ДМС
Интегрированная модель здравоохранения РК Основным направлением в создании новой системы здравоохранения должны стать социальные детерминанты здоровья и преодоление неравенства в здравоохранении (ВОЗ, 2012)
Социальные детерминанты здоровья 3 главных принципа: Улучшение условий повседневной жизни (от рождения до старости) Преодоление несправедливости в распределении власти, денег и ресурсов
Социальные детерминанты здоровья 3 главных принципа: Измерение масштаба проблемы, оценка действий, расширение базы знаний, подготовка кадров, обладающих квалификацией в области социальных детерминант здоровья, и повышение информированности общества о значении этих детерминант
Интегрированная модель здравоохранения РК Единый плательщик медицинских услуг в лице Единой национальной системы здравоохранения или в лице Национального Фонда ОМС
Интегрированная модель здравоохранения РК Поставщики медицинских услуг Предоставление управленческой и финансовой автономии
Интегрированная модель здравоохранения РК Поставщики медицинских услуг: Переориентировать систему здравоохранения в сторону ПМСП и сосредоточить ее внимание на семье. Это потребует приоритетного развития социальной медицины и смежных с ней областей знаний.
Интегрированная модель здравоохранения РК Медико-социальные функции современной больницы в перспективе должны быть переданы либо службам социальной поддержки (они только начинаются формироваться), либо самому гражданину, либо общественным организациям, либо частному сектору (Аканов А.А. и соавт., 2009).
Интегрированная модель здравоохранения РК Поставщики медицинских услуг На уровне ПМСП – частичное или ( на обсуждение?) полное фондодержание, в этом случаев заработная плата работника будет зависеть от конечного результата его труда (Аканов А.А. и соавт., 2009)
Интегрированная модель здравоохранения РК 5 типов разумного стратегического руководства в интересах здоровья: Руководство через сотрудничество Руководство через вовлечение граждан Руководство через сочетание регламентирования и убеждения – «мягкая власть» и «мягкое право»
Интегрированная модель здравоохранения РК 5 типов разумного стратегического руководства в интересах здоровья: Руководство через независимые учреждения и экспертные органы (наблюдательные советы, ассоциации больниц и учреждений ПМСП, НПО и т.д.) Руководство с помощью адаптивных стратегий, устойчивых структур и предвидения
3 вида зрительной патологии (ВОЗ, 2002) 1) Министерства здравоохранения часто страдают близорукостью; 2) Министерства здравоохранения имеют трубчатое зрение в управлении; 3) Министерства здравоохранения иногда «закрывают глаза», «не замечают», когда обходят законы.
Мониторинг и оценка Регулярное проведение Национальных счетов здравоохранения Мониторинг социальных детерминантов здоровья и неравенства в здравоохранении Адаптация критериев оценки эффективности здравоохранения, принятых в ОЭСР