Цель урока: Проследить историю возникновения джаза. Выявить отличительные черты джаза.
Характерные черты джаза: Импровизация; Полиритмия, основанная на синкопированных ритмах; Комплекс приемов – «свинг».
Спиричуэл Негритянские спиричуэл впервые привлекли внимание музыкального мира около ста тридцати лет назад. Научная экспедиция для изучения культуры и быта чернокожих рабов в южных районах США сделала немало открытий. После неё в 1867 г. вышла книга под названием «Песни рабов Соединённых Штатов». До нашего времени она остаётся одним из важнейших источников сведений о музыкальной культуре американских негров.
Характерные черты спиричуэл: Тонкие ритмические нюансы; Импровизация, сложная ритмическая структура, построение по принципу вопроса-ответа; Выразительная общедоступная мелодия, сочетающаяся со сложной системой свободных полифонических подголосков; Содержание спиричуэл связаны с библейскими образами. Негры передавали их из уст в уста, воспринимали как фольклор и, нередко дополняя их событиями из своей повседневной жизни. В текстах своих духовных песен негры нередко обращались к Богу, к Христу, к пророкам.
Элла Фицджералд (1918/1996) Основоположницей джазовой вокальной стилистики по праву считают Эллу Фицджеральд.Её исполнение послужило замечательным образцом для джазовых певиц последующего времени. По мастерству импровизации и техники вокала она могла поспорить с лучшими исполнителями мира. В течение полувека своим чистым и сильным голосом она демонстрировала ясность и точность интонирования.
Дюк Эллингтон писал, что «её мастерство вызывает в памяти слова маэстро Тосканини, который говорил о певцах, что это или хороший музыкант, или нет. Элла была вне этих категорий». Пела ли она балладу, джазовую композицию или песенку собственного сочинения, она всегда проявляла огромный вкус и изящное мастерство. Безукоризненная дикция позволяла ей чётко произносить слова, наделяя каждое из них глубоким смыслом. Импровизируя на сцене, она могла неожиданно забыть текст песни, но тут же спонтанно ею изобретались слова и новая мелодия. В эти минуты потрясённые зрители награждали певицу бурными овациями.
Джаз-банд Кинга Оливера Слово джаз появилось впервые в печати в 1916 году.
Излюбленные инструменты джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара.
Блюз В историю мировой музыкальной культуры блюз (blues - «меланхолия, уныние») вошёл одновременно с ранним джазом. Возникший в глубинных слоях афро-американской культуры. Первоначально под ним понималась сольная сельская, а затем городская лирическая песня американских негров обычно грустного содержания. «Блюзовые сцены разыгрываются на фоне хлопковых полей и болот, рабочих лагерей и тюрем. Болезни и безработица, неудачи во всех их разновидностях образуют неизменное содержание блюзовой поэзии» (В.Д. Конен). Главными сюжетами для блюзовых композиций служили темы страдания и несчастной любви.
Луи Армстронг (1898/1971) Знаменитого американского трубача, певца и композитора Луи Армстронга называли «мистер Джаз». Услышав ещё в детстве джазовых исполнителей, он начал петь в уличном вокальном ансамбле и учиться игре на музыкальных инструментах. Вскоре он стал играть в составе духового оркестра и петь в хоре. В 1922 г. он переехал в Чикаго, а затем в Нью-Йорк, где выступал как трубач и певец с джазовым оркестром. В1925 г. он создаёт свой собственный оркестр и записывает на пластинки блюзовые и джазовые композиции. Именно им было суждено произвести сенсацию среди поклонников джаза. Блестящие джазовые импровизации и виртуозное исполнение Луи Армсторнга становятся классикой этого жанра.
Дж. Гершвин (1898/1937) Американский композитор, создатель нового направления в музыке «симфоджаз».