Современная модель итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, в соответствии с новыми ФГОС (часть 1) А.Б. Воронцов,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современная модель итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, в соответствии с новыми ФГОС Ушакова Е.Г. ИПОП «Эврика»
Advertisements

Современная модель электронного инструментария осуществления процедур итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений А.Б. Воронцов, директор.
Теория и методика осуществления мониторинга качества образования Практическое занятие 1. Требования ФГОС. Метапредметные результаты.
Отчёт о работе группы г. «СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)» Руководитель группы – Миркес М.М. («институт проблем.
Современная модель электронного инструментария осуществления процедур итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений.
Проектные задачи в основной школе. «Задача» «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С.И.Ожегова)
Электронная среда предпрофильного индивидуально-группового испытания.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Проектная и исследовательская деятельность в основной школе МО учителей технологии.
Школьный старт педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Перспективная модель итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, в соответствии с новыми ФГОС (часть 2) А.Б. Воронцов,
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Особенности оценивания проектов. Учебный проект Учебный проект учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ 14 Овсянникова Н.В. Технологическая карта урока информатики.
Г.В. Раицкая, заведующая кафедрой ДиНО. «Учителя начальной школы пока с трудом переходят к ориентации на новые цели образования: научить младших школьников.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Транксрипт:

Современная модель итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, в соответствии с новыми ФГОС (часть 1) А.Б. Воронцов, директор НОУ «Открытый институт «Развивающее образование», эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» 10 апреля 2013 год

муниципальный уровень: предпрофильное экзаменационное испытание в форме итогового события (авторский коллектив версии 4.0: Воронцов А.Б.(руководительгруппы), Чудинова Е.В., Цукерман Г.А., Новлянская З.Н., Раскина О.В., Львовский В.А., Ковалева Т.М. (руководитель тьюторской группы)

Итоговое событие –что это? Итоговое событие – экзаменационная процедура, которая проводится в определенный (назначенный заранее) день в форме предпрофильного индивидуально- группового испытания. Продолжительность испытания – не более 4 часов. Число учеников - участников испытания человек

Тезис 1: Модель процедуры проверки освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) учащимися 9-х классов должна инициировать, прежде всего, включение школьников в проектно- исследовательскую деятельность

Особенности итогового события: 1.Направлено на оценку тех метапредметных результатов, которые оценить с помощью тестовых технологий невозможно. 2. Для оценки этих результатов предлагается использовать технологию независимых экспертных оценок. 3.Носит индивидуально-групповой характер. 4.По итогом испытания каждый выпускник получает персональную содержательно-балльную оценку.

Тезис 2: Единицей испытания является экзаменационная задача, решение которой требует проявления некоторых способностей и умений в исследовательской, проектной или художественно-творческой деятельности. 1. Задача носит предметный или метапредметный характер; 2. Ученик выбирает экзаменационную задачу из семи предметных областей учебного плана (филология, естественно-научные предметы, искусство, технология, физическая культура, математика и информатика, общественно-научные предметы) Задача выбрана в качестве единицы экзаменационного испытания потому, что её решение, в отличие, например, от работы над проектом или исследованием, требует сравнительно небольших временных затрат, а процесс решения можно развернуть и сделать доступным для наблюдения, фиксации и анализа

Тезис 3: Методологией ФГОС общего образования является системно-деятельностный подход. Следовательно, задачный принцип построения учебного содержания должен стать ключевым. Учащиеся за девять лет должны научиться ставить и решать разные виды задач и предъявлять результаты их решения другим людям.

Задача и её виды Термин «задача» имеет несколько значений, одно из этих значений трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С.И. Ожегова). Понятие «задача» связана напрямую с видами деятельности. Начальная школа – центральное место занимает учебная деятельность Учебная задача направлена на поиск общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В.В. Давыдов).

Основная школа – место разных подростковых видов деятельности Учебно-исследовательская деятельность связана с исследованием, в ходе которого организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений. Учебно-проектная деятельность направлена на получение конкретного запланированного результата – продукта, который обладает определенными свойствами, и необходим для конкретного использования. Проектную работу предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

Связь учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности с образовательными результатами Этапы учебно - исследовательской, учебно- проектной деятельности Ведущие умения учащихся 1.Постановка проблемы (целей, задач), создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы Умение видеть проблему (задачу) приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы (задачи) при отсутствии необходимых знаний и средств; Умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему (задачу); Умение выдвигать гипотезы - это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования; Умение структурировать тексты является частью умения работать с текстом, которые включают достаточно большой набор операций; Умение давать определение понятиям – это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина.

2. Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования, определение предполагаемых ожиданий по итогам реализации проекта. Для формулировки гипотезы необходимо проведение предварительного анализа имеющейся информации. 3. Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария Выделение материала, который будет использован в исследовании, при проектировании; Параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные); Вопросы, предлагаемые для обсуждения и пр. 4. Поиск решения проблемы (задачи), проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов включают: Умение наблюдать, умения и навыки проведения экспериментов; владение способами проектирования; умение делать выводы и умозаключения; организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; использование разных источников информации; обсуждение и оценку полученных результатов и применение их к новым ситуациям; умение делать выводы и заключения; умение классифицировать. 5.Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой (замыслом), оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания включают. Умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования (проектирования), его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.

Учебно - исследовательская задача – представляет некоторое явление, закономерности или факт, в описании которых содержится противоречие, что предполагает осуществление учащимся самостоятельной учебно-исследовательской деятельности, приводящей к восстановлению связей, разрешению противоречий и собственно решению задачи. Другими словами, это задача, в которой представлено некоторое явление, и ученику необходимо объяснить его, выявить причины или спрогнозировать результат. Перед учеником, как правило, стоят вопросы: «Почему?» и « Как происходит?» Проектная задача возникает тогда, когда необходимо получить результат в форме реального продукта, которого до решения задачи в природе не существовало. Предполагаемый продукт должен обладать новизной и носить практический характер. Система заданий (действий), из которых состоит проектная задача, соответствует основным этапам проектирования

Художественные виды деятельности Художественно-творческая задача - это процесс создания художественного произведения, начиная от зарождения замысла до его воплощения. Это особый (третий) тип задач, которые могут быть выполнены в ряде предметных областей («Филология», «Искусство» и «Технология») Для оценки результата решения художественно-творческой задачи, можно ориентироваться на следующие показатели (параметры): - самостоятельность порождения замысла и его нестандартность; - идейно-эмоциональная содержательность произведения; - художественно-образная выразительность работы; - стилистическая целостность произведения, степень овладения средствами художественной выразительности (например, для изобразительного искусства – согласованность всех элементов плоскостного или объемно-пластического исполнения)

Описание метапредметных образовательных результатов на конец основной школы В конце основной ступени школьного образования мы предлагаем оценивать три метапредметных результата: учебную, информационную и коммуникативную грамотность школьника. Учебной грамотностью обладает человек, способный к постановке и решению задач, новых для него лично. Информационной грамотностью обладает человек, который при решении новых задач может адекватно использовать тексты в широком понимании (т.е. не только словесные) и современные технологии их хранения. Коммуникативной грамотностью обладает человек, способный ставить и решать определенные типы задач социального, организационного взаимодействия: определять цели взаимодействия, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы взаимодействия партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность взаимодействия, быть готовым к осмысленному изменению собственного поведения.

Учебная грамотность В учебной грамотности выделяются две группы умений: 1) организация своей деятельности, включающая следующие индикаторы: – планировать решение задачи; выбирать метод для решения, определять необходимые ресурсы; – производить требуемую последовательность действий по инструкции; при необходимости уточнять формулировки задачи, получать недостающие дополнительные данные и новые способы решения; – выполнять текущий контроль и оценку своей деятельности; сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта; оценивать продукт своей деятельности на основе заданных критериев; видеть сильные и слабые стороны полученного результата и своей деятельности, воспринимать и использовать критику и рекомендации других, совершенствовать результаты решения конкретной задачи и свою деятельность. 2) умение учиться включающее следующие индикаторы: – рефлексивные умения - способность определять каких именно знаний и умений им (ему) не достает для действий в новой ситуации; – поисковые умения - способность находить и осваивать недостающие знания и умения в ходе решения задачи.

Информационная грамотность-2 В информационной грамотности выделяются две группы умений: 1) для получения информации надо уметь: - планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы, выбирать способы получения информации; обращаться к поисковым системам интернета, к справочным и другим бумажным и цифровым источникам – гипермедиа-объектам: - проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты; находить в сообщении следующую информацию: конкретные сведения; разъяснение значения слова или фразы; указание на время и место действия, описание отношений между упоминаемыми лицами и событиями, их объяснение, обобщение, устанавливать связь между событиями; основную тему или идею; - оценивать правдоподобность или условность сообщения, выявлять установку автора; - выделять из сообщения информацию, которая необходима для решения поставленной задачи; отсеивать лишние данные; - сопоставлять и сравнивать информацию из разных частей сообщения и находимую во внешних источниках

Информационная грамотность -2 2) для создания, представления и передачи сообщения надо уметь: - планировать создание сообщения в соответствии с его целями и адресатом, выбирать в зависимости от содержания сочетание различных форм (текст, рисунок, схема, анимация, фотография, видео, звук, личная презентация) представления информации, инструментов ее создания и организации (редакторов); - обрабатывать имеющиеся сообщения (свои и других авторов): преобразовывать запись устного сообщения (включая презентацию), интервью, дискуссии в письменный текст, формулировать выводы из изложенных фактов (в том числе в различных источниках), кратко резюмировать, комментировать, выделять отдельные линии, менять повествователя, иллюстрировать, преобразовывать в наглядную форму; - создавать текстовое описание объектов, явлений и событий, наблюдаемых и зафиксированных, фиксировать в графической форме схемы и планы наблюдаемых или описанных объектов и событий, понятий, связи между ними; - фиксировать в виде текста и гипермедиа-сообщения свои рассуждения (решение задачи, вывод из результатов эксперимента, обоснование выбора технологического решения и т. д.);

Коммуникативная грамотность В коммуникативной грамотности, обслуживающей совместные действия выделяется также две группы умений: 1) для непосредственного взаимодействия с другими людьми надо уметь: - осознавать и формулировать цели совместной деятельности, роли, позиции и цели участников, учитывать различия и противоречия в них; планировать взаимодействие; - привлекать других людей к совместной постановке целей и их достижению; - понять и принять другого человека, оказать необходимую ему помощь в достижении его целей; - оценивать ход взаимодействия, степень достижения промежуточных и конечных результатов; - разрешать интеллектуальные и эмоциональные конфликты и достигать компромиссов в ситуации неизбежного конфликта. - оценивать свои и чужие действия в соответствии с их целями, задачами, возможностями, нормами общественной жизни;

Коммуникативная грамотность 2) для взаимодействия, опосредствованного письменными текстами, надо уметь: - строить адресованное развернутое высказывание, удерживающее предметную логику, учитывающее разнообразие возможных точек зрения по данному вопросу; - читать и осмысливать культурные тексты разного уровня сложности с разными стилевыми и иными особенностями, продолжая их собственную внутреннюю логику; - оценивать свои возможности в понимании и создании культурных текстов, искать и осваивать недостающие для этого средства.

Что можно увидеть в ходе решения экзаменационной задачи? В ходе решения экзаменационной задачи в рамках предпрофильного испытания можно наблюдать и оценивать сформированность следующих способностей (умений) у учащихся: рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности); моделировать (представлять способ действия и содержание задачи в виде разнообразных знаковых форм-моделей, выделяя существенное); работать с информацией (искать, обрабатывать, преобразовывать, анализировать, интерпретировать и оценивать) проявлять инициативу при поиске способов решения задачи и нести ответственность за полученный результат; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Требования к задаче для предпрофильного испытания 1)Содержание задачи должно базироваться на ключевых (ядерных) предметных и межпредметных понятиях; 2)Задача должна быть построена так, что ее решение было необходимым образом связано с преобразованием моделей; 3)Задача должна быть открытой (дивергентной), т.е. иметь не одно правильное решение и носить позиционный характер; 4) Задача может и должна носить междисциплинарный или межпредметный характер; 5) Задача должна быть недоопределённой и требовать информационного поиска со стороны учащихся; 6) Наличие разнообразных информационно-справочных текстов – как условие решения задачи.

Общие требования к задачам и испытанию: 1. Содержание задачи должно базироваться на ядерных понятиях предметных областей (общих способах действия). Общий способ действия (понятие) в конкретной задаче должен выступить как инструмент опробования его новых возможностей в нестандартных ситуациях. Результатом решения экзаменационной задачи должно стать преобразование сложившегося способа действия. 2. Форма экзаменационного испытания должна обладать свойствами учебного исследования и учебного проектирования, но, в отличие от развернутых форм исследовательской и проектной деятельности, представлять собой подобный им относительно завершенный, краткосрочный, продуктивный фрагмент совместно- распределенной деятельности. 3. Итогом решения предложенной ученикам задачи может быть продукт. Содержательно выполненный продукт может быть создан только посредством моделирования существенных отношений объекта и действий, управляющих преобразованиями объекта. 4. Информационная составляющая задачи должна отражать многообразие существующих в культурных текстах знаковых форм и предполагать наличие множества (двух и более) авторских позиций

Процедуры и система оценивания предпрофильного испытания

Оценка портфолио как процедура выбора предметной области (профиля дальнейшего обучения) Предлагается следующая структура портфолио: - продукты деятельности, связанные с выбираемой сферой обучения (например, решенная задача, описание плана урока, документальный фильм, видео др.); - достижения (грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма, экспертные отзывы, индекс цитируемости др.); - пробы (публикации, каталоги выставок, концертные и театральные программы, отчеты о стажировочной практике, карта мест, где, возможно, проходила проба, видеоматериалы, отзыв работодателя, производственная характеристика др.); - стартовый проект своего образования в старшей школе (образовательные задачи, план реализации, ресурсы, которые будут нужны, система оценки и/или самооценки др.); - описание личного представления о будущем профиле обучения (рефлексивное резюме); - самоотчет о внешкольных достижениях ученика (спортивных, художественных, познавательных, социальных) в их связи с продолжением образования.

Условия подготовки и предъявления портфолио 1. Работа над портфолио происходит до 1 февраля. С 1 февраля по 1 марта идет представление портфолио (правила представления устанавливает сама школа). 2. До 1 марта ученик подает заявку на участие в предпрофильных испытаниях и подготавливает обоснование своего выбора. Если в школе есть тьютор, то он сопровождает процесс работы выпускника 9 класса со своим портфолио. 3. Выпускнику 9 класса достаточно предъявить материалы хотя бы два пункта портфолио; 4. На основании защиты проекта и представленного портфолио пишется характеристика и/или рекомендация для зачисления в выбранные профили. 5. Школа должна создать условия для освоения технологии «Работа с портфолио» как для педагогического, так и для ученического коллектива.

Итоговое предпрофильное испытание и его оценка Первый этап испытания проводится индивидуально (за ПК). Каждый учащийся получает задание и формирует индивидуальный письменный запрос на недостающую информацию и другие ресурсы, требующиеся ему для выполнения задания. Все экзаменуемые учащиеся получают одинаковые задания. Объект, способы оценки и показатели учебной, информационной, коммуникативной грамотности, которые могут быть получены при анализе письменного запроса учащегося. Объект оценки Способы оценки Показатели учебной грамотности информационной грамотности коммуникативной грамотности Запрос учащегося на недостающие ресурсы (текст на компьютере) Экспертная оценка по оценочным листам (3 эксперта муниципальной комиссии) Различение известного и неизвестного Оформление запроса с использованием компьютера Понимание текста задания как фрагмента письменной речи

2.Объект, способы оценки и показатели учебной, информационной, коммуникативной грамотности, которые могут быть получены при анализе поискового поведения учащегося, регистрируемого компьютерной программой, показаны в следующей таблице: Объект оценки Способы оценки Показатели учебной грамотности информационной грамотности коммуникативной грамотности Поиск информации учащимся в специально обустроенном (см. выше требования) пространстве сайта (электронной оболочки с материалом задачи) Автоматизированная фиксация поисковых шагов – ключевых слов, времени работы с найденными блоками информации,- экспертная оценка по оценочным листам Характер поиска информации – система ключевых слов, сформированная учащимся; число единиц существенной информации, добытой учащимся с помощью организованного им поиска.

3.После выполнения задания (при нажатии кнопки «готово») учащийся получает доступ к альтернативным вариантам выполнения данного задания участниками экзаменационного испытания, по отношению к которым он должен сделать письменные комментарии. Объект, способы оценки и показатели учебной, информационной, коммуникативной грамотности, которые могут быть получены при анализе письменных комментариев учащегося, показаны в следующей таблице: Объект оценки Способы оценки Показатели учебной грамотности информационной грамотности коммуникативной грамотности Комментарии учащегося по отношению к иным вариантам решения (текст на компьютере) Экспертная оценка по оценочным листам Понята точка зрения, отличная от собственной (представлено иное, чем в решении отношение объектов) Выявлена точка зрения, отличная от собственной; Культурно выражено отношение к иному

4. Объектом оценки становится предложенное учащимся решение задачи, в которое он имеет право внести изменения после знакомства с другими позициями (вариантами решения). Объект, способы оценки и показатели учебной, информационной, коммуникативной грамотности, которые могут быть получены при анализе готового продукта (решения задачи) учащимся, показаны в следующей таблице: Объект оценки Способы оценки Показатели учебной грамотности информационной грамотности коммуникативно й грамотности Итоговое решение учащегося (первый вариант, если учащимся доработка не проводилась) Экспертная оценка по сформированным оценочным листам Обнаружение учащимся нехватки данных (недоопределенности исходной задачи) - в решении использованы недостающие данные; решение найдено в виде отношения объектов – умение выстроить содержательную гипотезу Соотнесение информации, представленной в разных знаковых формах (в решении использована информация, предложенная в разных знаковых формах); создание итогового сообщения в адекватной задаче знаковой форме Представлена аргументация своей позиции (адресность и позиционность высказывания)

Второй этап испытания является групповым. На данном этапе осуществляется совместное решение задачи того же типа, но построенной так, чтобы неминуемо возникал позиционный конфликт (например, разные участники приходят в группу с разной – противоречивой информацией). На данном этапе в работе каждой группы участвуют два внешних эксперта (члены муниципальной экзаменационной комиссии). Их задача с помощью специальных экспертных карт произвести оценку действий каждого учащегося в группе в ходе решения групповой задачи. Объект оценки Способы оценки Показатели учебной грамотности информационной грамотности коммуникативной грамотности Групповое решение задачи (сопоставление разных точек зрения, способов решения задачи) Экспертная оценка по оценочным листам Формулирование цели совместной деятельности, роли, позиции и цели участников, учет различия и противоречия в них; оценка процесса взаимодействия, разрешения интеллектуальных конфликтов и достижения компромиссов; удержание предметной логики, учитывающее разнообразие возможных точек зрения при решении задачи

Третий этап – предъявление (презентация) решения задачи. Результат работы группы оценивается общей экзаменационной комиссией, состоящих из тех же экспертов, которые оценивали работу группы на первом этапе. При выведении общей оценки учитывается предварительная оценка портфолио учащихся. Данный экзамен является «входным» для продолжения образования в старшей школе. Итогом экзамена является определение личных образовательных достижений и уровня освоения учащимися метапредметных результатов, которые фиксируются в характеристике-рекомендации для обучения на следующей ступени образования.