Цель:Объективно оценить уровень знаний и умений учащихся по теме «Непредельные углеводороды». Задачи: 1.Систематизировать знания учащихся о строении,свойствах,получении и применении непредельных углеводородов. 2.Выявить пробелы в знаниях учащихся по теме «Непредельные углеводороды» для дальнейшей коррекции знаний учащихся. 3. Продолжить формирование коммуникативных умений учащихся. Зачёт в форме химического турнира Оборудование:3 комплекта заданий для 5туров;турнирная таблица оформленная на доске.
Ход зачёта: Учебная группа делится на 3 команды. Каждая команда выбирает капитана,который в течение всего зачёта организует деятельность своей группы.Турнир состоит из 5 туров: 1тур- лабиринт химических терминов. 2тур- лабиринт формул веществ. 3тур- лабиринт химических превращений. 4тур- лабиринт применения веществ. 5тур- лабиринт задач.
Турнирная таблица: Названиятуров Результаты команд Терминология 2 Формулы веществ 3 Химические превращения 4 Применение углеводородов 5Задачи Общее количество баллов
Непредельные углеводороды (1б) (1б) Алкены Алкены (1б) (1б) Алкины Алкины (1б) (1б) Изомеры Изомеры (1б) (1б) Изомерия Изомерия (1б) (1б) Гомологи Гомологи (1б) (1б) «Сигма»-связь «Пи»-связь «Пи»-связь (1б) (1б) Радикал Радикал (1б) (1б) Реакция окисления (1б) Реакция окисления (1б) Реакция (1б) гидрирования Реакция (1б) дегидрирования Реакция гидратации(1б) Реакция (1б) полимеризации Реакция (1б) галогенирования Дать определение следующим понятиям:
1) С 3 Н 4 (1б)1) С 3 Н 4 (1б) 2) С 6 Н 12 (1б)2) С 6 Н 12 (1б) 3) Н 2 С=СН 2 (1б)3) Н 2 С=СН 2 (1б) 4) Н-С С-Н (1б)4) Н-С С-Н (1б) 5) Н 3 С-С=СН-СН 2 -СН 3 (2б) СН 35) Н 3 С-С=СН-СН 2 -СН 3 (2б) СН 3 6) Н 2 С=С-СН 3 (2б)6) Н 2 С=С-СН 3 (2б) СН 3 СН 3 7) Н 2 С=С-СН=СН 2 (2б)7) Н 2 С=С-СН=СН 2 (2б) СН 3 СН 3 8) НС СН-СН 2- СН 3 (1б)8) НС СН-СН 2- СН 3 (1б) Дать названия веществам:
Проверь себя: 1)пропин 2)гексен 3)этен 4)этин 5) 2-метилпентен-2 6) 2-метилпропен-1 7)2-метилбутадиен-1,3 8)бутин-1
1.СаСО 3 СаО СаС 2 С 2 Н 2 С 2 Н 4 (-СН 2 -СН 2 -) (12б) 2.Этан хлорэтан Х дихлорэтан этин (10б) Осуществить превращения:
1.СаСО3 СаО СаС 2 С 2 Н 2 С 2 Н 4 (-СН 2 - СН 2 )n Карбонат Оксид Карбид этин этен полиэтилен кальция кальция кальция (11б) 1) СаСО 3 СаО+СО 2 2) СаО+3С СаС 2 +СО 3) СаС 2 +2Н 2 О С 2 Н 2 +Са(ОН) 2 4) С 2 Н 2 +Н 2 С 2 Н 4 5)n СН 2= СН 2 (-СН 2 -СН 2 -)n Проверь себя:
2.Этан хлорэтан Х дихлорэтан этин С 2 Н 6 C 2 Н 5 Cl С 2 Н 4 С 2 Н 4 Cl 2 C 2 Н 2 1)С 2 Н 6 +Cl 2 С 2 Н 5 Cl+НCl 2)C 2 Н 5 Cl+КОН С 2 Н 4 +КCl+Н 2 О 3) С 2 Н 4 +Cl 2 С 2 Н 4 Cl 2 4) С 2 Н 4 Cl 2 +2КОН C 2 Н 2 +2КCl+2Н 2 О Проверь себя:
1) Какой неметалл ценится дороже золота и когда платят деньги,чтобы от него избавиться? Азот Углерод Водород
2) Какой химический элемент называют миллионером? Сера Натрий Углерод
3) Достигнув определённых целей,химическое производство вошло в противоречие с законами раз- вития природы и породило проблемы.Какие это проблемы? Экологические Политические Экономические
Какое применение на практике не находит: а)получение ацетальдегида б)получение антифризов в)получение пластмасс г)получение типографской краски а)получение искусственных волокон б)получение пестицидов в)для резки и сварки металлов г)получение духов и одеколонов 1. Этилен2. Ацетилен
б)получение пестицидов Проверь себя: г)получение типографской краски
Задача 1 Дано: С n Н 2n D(Н 2 )=49 М.ф.=? (3б) Задача 2 Дано: W(С)=0,9 W(Н)=0,1 D(Н 2 )=20 М.ф.=? (5б)
Задача 2 Решение: 1.Мr(в-ва)=20*2=40 2. n(С)= Мr(в-ва)*W(C) Аr(C) n(С)=40*0,9= n(Н)=Мr(в-ва)*W(H) Ar(H) N(H)=40*0,1=4 1 Ответ:С 3 Н 4 -пропин Проверь себя: Задача 1 Решение: 1.М r (СnH 2 n)=49*2= = n+2n=98 14n=98 n=7 Ответ:С 7 Н 14 -гептен