Грешилова Ирина Александровна, проректор по НМР ЗабКИПКРО, к.филос. н., доцент
Кадры решают всё… Как обучать? Как создать образовательную среду? С помощью чего учить? Как проверить достижения образовательных результатов? Как организовать методическое сопровождение? Какие ресурсы задействовать?
Новые стандарты – новые требования к деятельности учителя 1. Учитель – психолог- наставник, диагност, корректировщик когнитивного и личностного развития ученика 2.Носитель знаний предметной области
Цель современного учителя Подготовить компетентных выпускников школы, которые могут самостоятельно поставить задачу, принять необходимые меры для её решения, добиться выполнения Это осуществимо при одном условии: когда сам учитель компетентен в своей профессиональной деятельности
Что значит быть профессионалом в образовательном процессе? Высокая степень самостоятельности и инициативы Способность к быстрому переобучению Расширение поля профессиональной деятельности Готовность к непрерывному самосовершенствованию
Педагогическая акмеология наука о непрерывном профессиональном совершенствовании педагога, о закономерностях прогрессивного развития человека служит развитию готовности учителя к продуктивному и творческому решению профессиональных задач
Акмеология как комплексная и интегративная наука Человек в динамике его самоактуализации Выбор собственного пути и вершин достижения Самоопределения в разных жизненных сферах Условия и факторы самореализации творческого потенциала Пути достижения профессиональных вершин готовность к непрерывному образованию
Педагогическое мастерство как условие для восхождения к достижению «акме» Педагогическое мастерство и профессионализм интегральные характеристики личности педагога Нестандартность и полифункциональность педагогических задач
Полифункциональность педагогической деятельности Обучающая Развивающая Воспитывающая Диагностическая Коррекционная Консультативная Управленческая Организационная Рефлексивная
Движение к вершинам мастерства Овладение профессией, адаптация в ней Усвоение необходимых приёмов и технологий Педагогическое мастерство Владение методами передачи знаний Укрепление индивидуального стиля деятельности Приобретение своего «педагогического почерка»
Такие разные уроки… Понять природу проблемы ( проблема не должна сводиться к вопросу и ответу) Пережить радость открытия Почувствовать веру в собственные силы «Да, я не знаю, но я учусь!»
Операциональный уровень - выполнение отдельных технологических операций Тактический уровень – быстрая ориентировка в изменяющейся ситуации, владение общими алгоритмами рационального построения действий и их последовательности Стратегический уровень - ориентация в окружающей среде, экономических, технологических и общественных отношениях Уровни практической деятельности современного педагога
Распределение по уровням Исполнитель Операциональный Деятель Тактический Творец Стратегический
Педагогическое творчество Обогащение педагогическим опытом своей профессии за счет личного творческого вклада Внесение авторских предложений, как касающихся отдельных задач, приемов, средств, методов, форм организации учебного процесса, так и создающих новые методы обучения и воспитания
Познавательная - определяется объемом и качеством знаний Ценностно – ориентировочная - системой ценностных ориентаций в трудовой, нравственной, политической, эстетической сферах Преобразовательная Коммуникативная Эстетическая Инвариантные стороны педагогической деятельности
Способности и умения педагога Педагогические способности особенности личности наблюдательность, воображение, требовательность, такт, организаторские способности, простота, ясность и убедительность речи Педагогические умения отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне «Призвание каждого человека – мыслить самостоятельно» ( И.Кант)
Критерии оценки профессионализма педагога Объективные Субъективные Результативные Эффективность деятельности, основных и вспомогательных видов Устойчивая педагогическая направленность Понимание ценностных ориентаций профессии Достижение результатов востребованных обществом
Что обеспечивает акмеологический подход в системе непрерывного образования Усиления профессиональной мотивации Стимулирование реализации творческого потенциала Выявление и плодотворное использование личностных ресурсов для достижения успеха в профессиональной деятельности
Персонифицированная основа повышения квалификации Адресная Ориентированная на конкретного учителя Учитывающая индивидуальные потребности и осознанные дефициты профессиональных компетентностей
Важная особенность персонифицированной модели Способность педагога самостоятельно определять информационный запрос Выбирать модель обучения Осознанно принимать определённую роль в процессе обучения Использовать различный опыт Самостоятельно контролировать и регулировать результативность учебной деятельности
Факторы, обуславливающие непрерывное образования Диспропорция между реальным уровнем знаний и требуемым Противоречие между стремлением к быстрому овладению алгоритмом новых действий и недостаточным уровнем имеющихся знаний Противоречие между уровнем знаний и новыми проблемными задачами
Гибкие схемы организации учебного процесса в ЗабКИПКРО Традиционные : лекции, семинары, практикумы, творческие работы Нетрадиционные: образовательные проекты, дистанционное обучение, консалтинг, вебинары, форумы, стажировочные площадки Не просто получать информацию, главное - использовать в профессиональном опыте
Участие педагогов в мероприятиях повышенного уровня сложности Научно – практические конференции Педагогические чтения Мастер – классы Конкурсы профессионального мастерства Публикации статей и т.д.
Я.А.Коменский « Считай несчастным тот день и тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию»
Спасибо за внимание