Просвещение и наука 2/2 19 века Бочкарёва Т.Н, учитель истории МАОУ «Лицей 62»
Развитие образования 1. Каковы основные принципы системы образования ½ 19 века? 1) сословный характер, у представителей крестьянского сословия, ремесленников мещан не было возможности даже при желании расширять образование, образование помещичьих крестьян целиком и полностью зависело от помещиков, которые не заботились о крестьянском образовании 2) уровень грамотности ½ 19 века по стране не превышал 1%
Развитие образования 2.Почему с отменой крепостного права возникла необходимость в проведении реформы образования? 1) потребности роста промышленности и торговли и необходимость привлечения в производственные сферы бывших крестьян 2) образование всегда рассматривалось как важный инструмент воспитания народных масс в духе преданности «вере, царю и отечеству». Раньше крепостная зависимость контролировала крестьянские умонастроения, сейчас эту функцию должно было взять на себя государство.
Развитие образования 3. Характерные черты развития просвещения в России во 2/2 19 века. 1) в школах по-прежнему обучались только мальчики, хотя сейчас они были открыты для всех сословий 2) гимназия – основной тип средней школы, но обучение в гимназиях было платным. 3) земские школы были наиболее распространённым видом начальной школы 4) уровень образования в церковно-приходских школах был ниже, чем в земских 5) открытие новых университетов и специальных высших учебных заведений свидетельствовали об успехах в высшем образовании, но доступ в университеты женщинам был закрыт, получение высшего образования зависел от вида гимназий, которые закончил абитуриент)
Развитие образования 6) Уровень грамотности населения один из самых низких в Европе (р.т.2) 4. Сделайте вывод о состоянии образования в России. - в начальной школе могли учиться и мальчики и девочки, то далее доступ девушек к образованию был ограничен. В немногочисленных женских гимназиях обучались девочки из семей дворян и чиновников.
Успехи естественных наук (р.т.4) 1. П.Л. Чебышев – математика -доказательство закона больших чисел 2. А.Г. Столетов – физика - открытие фотоэффекта 3. С.В. Ковалевская математика - исследования в высшей математике 4.П.Н. Яблочков – физика - трансформатор переменного тока, дуговая лампа 5. А.С. Попов физика - радиотелеграф, первые опыты с радиолокацией
Успехи естественных исторической науки (р.т.4,1) 6. Д.И. Менделеев – химия - периодический закон химических элементов 7. А.М. Бутлеров – химия - теория строения органических веществ 8. И.М. Сеченов – биология - труды по нейрофизиологии, изучение рефлексов 9. А.Ф. Можайский – самолётостроение - проект самолёта с паровым двигателем 10. К.А. Тимирязев – биология - основы современного почвоведения 11. И.П. Павлов биология - учение об условных рефлексах 12. И.И. Мечников – учение обусловныхрефлексах
Развитие географических знаний (р.т.3)