Решение экспериментальных задач (выступление на городском семинаре учителей химии)
осознанности знаний Таблица 1. Сравнение методических подходов к повышению осознанности знаний при решении экспериментальных задач. Элемент сравнения I методический подход II методический подход Цель занятий Повышение осознанности знаний по химии повышения осознанности Средство повышения осознанности Экспериментальные задачи по химии Экспериментальные творческие задачи по химии Используемый метод Используемый метод обучения Эвристическая беседа Самостоятельная деятельность Форма проведения занятий Фронтальное решение задачи Решение задач в парах переменного состава Способ отбора задач Для всех учащихся одинаковые задачи (в соответствии с имеющимися неосознанными представлениями). Индивидуальный подбор задач (в соответствии с имеющимися у каждого неосознанными представлениями) Характер деятельности учителя Разъяснение сути имеющихся недостаточно осознанных представлений, установление адекватных связей между понятиями. Организация рефлексивного анализа, направленного на самостоятельное установление адекватных связей и преодоление имеющегося недостаточно осознанного представления. Характер сотрудничества Сотрудничество учитель - ученик. Сотрудничество учитель - ученик и ученик - ученик
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ: ОБУЧАЮЩИЕ: - Изучить основные типы экспериментальных задач на установление состава вещества и определение неизвестных веществ и методы их решения. - Активизировать знания основных классов, номенклатуры неорганических и органических веществ. -Продолжить формирование навыков работы в химической лаборатории. РАЗВИВАЮЩИЕ: - Продолжить формирование умений анализировать, сопоставлять теоретические знания с данными эксперимента. -Продолжить формирование навыка работы с различными источниками информации. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: - Воспитывать аккуратность и точность при работе в химической лаборатории.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО РЕШЕНИЮ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ В 8-9 КЛАССАХ - «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений». - «Теория электролитической диссоциации». - «Получение соединений металлов и изучение их свойств». - «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств».
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО РЕШЕНИЮ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ В КЛАССАХ - «Металлы и неметаллы». - «Идентификация неорганических соединений». - «Идентификация органических соединений». - «Распознавание пластмасс и волокон».
СОВЕТЫ РЕШАЮЩЕМУ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: 1.Не начинать эксперимент до тех пор, пока не составите его подробный план (обоснование и техника проведения опыта). 2. Обязательно запишите свои наблюдения и их объяснения. 3. Если нужно определить содержимое пробирок, то берите небольшие пробы веществ, объемом примерно 1 мл (если это раствор), или отсыпьте порцию - пробу. Не проводить опыты со всем веществом. 4. Во время эксперимента соблюдайте правила безопасной работы, не мешайте окружающим: не кричите, не лезьте к соседу с советами, не приглашайте весь класс посмотреть, что у вас получилось.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ХОДУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЩЕСТВ 1.Запишите формулы всех веществ, о которых идет речь в задаче, а под ними название класса, к которому принадлежит вещество. 2. Вспомните химические свойства веществ данных классов, а также их качественные реакции. 3. Определите, какие реактивы нужно использовать, чтобы различить вещества, относящиеся к этим классам соединений. 4. Подумайте, по каким признакам можно различить соединения, данные в задаче, при использовании этих реактивов. 5. Проведите необходимые реакции.
6. Если в задаче предлагается никаких других реактивов, кроме исходных веществ, запишите свои наблюдения в таблицу вида: вещество 1 вещество 2 вещество 3 вещество 4 вещество1 вещество2 вещество3 вещество4
веществореактив 1 реактив 2 реактив 3 наблюденияуравнения реакций вывод пробир.1 пробир.2 пробир.3 пробир.4 В случае распознавания веществ с помощью определенного реактива (или реактивов) таблица будет иметь вид: