Урок «Енисейская губерния: Люди и их решения», посвященный 190-летию Енисейской губернии Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них. Приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки. Д.С.Лихачёв
Цель урока: Воспитание патриотизма и гражданской позиции на основе информации о людях, принимающих продуктивные решения, меняющие облик губернии.
задачи урока Дать учащимся общее представление об особенностях исторического и культурного развития нашего края; Подготовить учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению родного края, вызвав интерес к местной истории и культуре; Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем. Обучение умениям и навыкам систематизировать информацию, получаемую из различных источников, критически её осмысливать, превращая в собственные знания; Развитие мышления, активизация познавательных способностей, умений учащихся сравнивать и обобщать разнообразный фактический материал.
План урока Особенности природных условий Сибири. Особенности управления Сибири до образования губернии. Люди и результаты их деятельности. Подведение итогов.
Задание 1 (рабочий лист 1) Познакомьтесь с представленными данными, высказываниями, заметками. Определите и запишите основные проблемы, с которыми сталкивалась власть и жители Восточной Сибири в XIX веке. Предположите, какие действия нужны были со стороны власти и общества, чтобы изменить жизнь в губернии.
Мало их, но ими расцветает жизнь всех, без них она заглохла бы, прокисла бы, мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало, но они в ней теин в чаю, букет в благородном вине, от них ее сила и аромат, это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли. Н. Г. Чернышевский
Задание 2 (рабочий лист 2) Прочитайте представленные материалы. Составьте список людей и принимаемых ими решений, связанных с изменениями управления и совершенствованием общественной и культурной жизни Енисейской губернии. Занесите результаты в таблицу. Классифицируйте выписанные Вами дела и решения по категориям: решения власти и общественные инициативы.
Александр Петрович Степанов (1781 – 1837), первый енисейский губернатор, прослуживший на этом посту 9 лет с 1822г. до 1831г. Я благодарен Богу за то, что он дал мне в награду познание этого великого края, именуемого Сибирью, за то, что я смог приложить здесь свои силы и быть в чем-то первооткрывателем этой великой, суровой и прекрасной земли! Я видел природу итальянскую и швейцарскую, но ничто не может сравниться с могучей красотой Сибири и мужеством людей, ее населяющих.
Губернаторы Енисейской губернии П. Н. Замятнин губернатор Енисейской губернии с Женская гимназия Мужская гимназия
Благотворительность Сибиряков для Енисейской губернии: Принимал участие в открытие библиотек в Таре, Томске, Ачинске, Красноярске, Минусинске и других городах Сибири Пожертвовал для библиотеки Минусинского музея книги более чем на 2500 рублей. По его предложению библиотека музея с 1885 года была объявлена бесплатной Принимал участие в открытие городской лечебницы в Красноярске Иннокентий Михайлович Сибиряков ( )
Активная позиция Мартьянов Николай Михайлович (15 июля 1844, Виленская губ. 30 ноября 1904, г. Минусинск, Енисейской губ.) провизор, ботаник, основатель Минусинского местного публичного музея (ныне Минусинский региональный краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова), почетный гражданин г. Минусинска. Работал в аптеках Царского Села, городов Москвы, С.-Петербурга, Казани. В г. Минусинске с 1874 г. Руководил музеем с 1877 по 1904гг.
Благотворительность Семья Кузнецова П.И. Кузнецов Петр Иванович ( )
Подведение итогов Обсудите вопросы: Что такое гражданская позиция (инициатива)? Как гражданская позиция решает судьбу территорий? Для продуктивного обсуждение дайте определение понятия «гражданская позиция» и подтвердите Ваше определение фактами из рабочих листов урока.
Рефлексия Считаете ли Вы обсуждаемую проблему на уроке актуальной для Вас и почему? Какой исторический опыт развития Енисейской губернии полезен для нас с Вами?