Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
* Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально- педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. * Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи:
В области формирования личностной культуры: -формирование способности к духовному развитию,реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально- ориентированной, общественно- полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм; -укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести; -формирование основ нравственного самосознания личности (совести) ; -формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно- полезной деятельности; -формирование морали ; -усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
- укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; -развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств; -развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; -развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям; - развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата; - формирование творческого отношения к учёбе, труду; - осознание подростком ценности человеческой жизни; - формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
В области формирования социальной культуры: - формирование российской гражданской идентичности; -укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны; - развитие патриотизма и гражданской солидарности; - развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования; - укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству; - формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей - формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры: - укрепление отношения к семье как основе российского общества; - формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека; - укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; - усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.; - формирование начального опыта заботы о социально- психологическом благополучии своей семьи; - знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся: -воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека ; -воспитание социальной ответственности и компетентности ; -воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания; - воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни ; -воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии ; -воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры эстетическое воспитание.
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися: 1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. 2. Воспитание социальной ответственности и компетентности. 3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания. 4.Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. 5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии. 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание).
Этапы организации социализации обучающихся, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования, иными социальными субъектами. Организация социальной деятельности обучающихся исходит из того, что социальные ожидания подростков связаны с успешностью, признанием со стороны семьи и сверстников, состоятельностью и самостоятельностью в реализации собственных замыслов. Целенаправленная социальная деятельность обучающихся должна быть обеспечена сформированной социальной средой школы и укладом школьной жизни. Организация социального воспитания обучающихся осуществляется в последовательности следующих этапов.
1.Организационно-административный этап - создание среды школы; -развитие форм социального партнёрства с общественными институтами и организациями для расширения поля социального взаимодействия; -формирование уклада и традиций школы; -координацию деятельности агентов социализации обучающихся сверстников, учителей, родителей, сотрудников школы, представителей общественных и иных организаций для решения задач социализации; -создание условий для организованной деятельности школьных социальных групп.
2. Организационно-педагогический этап - обеспечение целенаправленности, системности и непрерывности процесса социализации обучающихся; - создание в процессе взаимодействия с обучающимися условий для социальной деятельности личности с использованием знаний возрастной физиологии и социологии, социальной и педагогической психологии; - обеспечение возможности социализации обучающихся в направлениях адаптации к новым социальным условиям; - использование социальной деятельности как ведущего фактора формирования личности обучающегося; - стимулирование сознательных социальных инициатив и деятельности обучающихся с опорой на мотив деятельности (желание, осознание необходимости, интерес и др.).
3. Этап социализации обучающихся включает: - формирование активной гражданской позиции и ответственного поведения в процессе деятельности обучающихся; - формирование у обучающегося собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе педагогически организованного взаимодействия с социальным окружением; - достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту; - поддержание разнообразных видов и типов отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби); - активное участие в изменении школьной среды и в изменении доступных сфер жизни окружающего социума; - владение формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.
Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни, включает несколько модулей.
* МОДУЛЬ 1 комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся: * способность составлять рациональный режим дня и отдыха; следовать рациональному режиму дня и отдыха на основе знаний о динамике работоспособности, утомляемости, напряжённости разных видов деятельности; выбирать оптимальный режим дня с учётом учебных и внеучебных нагрузок; * умение планировать и рационально распределять учебные нагрузки и отдых в период подготовки к экзаменам; знание и умение эффективного использования индивидуальных особенностей работоспособности; * знание основ профилактики переутомления и перенапряжения
* МОДУЛЬ 2 комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся: * представление о необходимой и достаточной двигательной активности, элементах и правилах закаливания, выбор соответствующих возрасту физических нагрузок и их видов; * представление о рисках для здоровья неадекватных нагрузок и использования биостимуляторов; * потребность в двигательной активности и ежедневных занятиях физической культурой; * умение осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности, включающие малые виды физкультуры (зарядка) и регулярные занятия спортом. * Для реализации этого модуля необходима интеграция с курсом физической культуры.
* МОДУЛЬ 3 комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся: * представление о рациональном питании как важной составляющей части здорового образа жизни; знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья; готовность соблюдать правила рационального питания; * знание правил этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; представление о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа; * интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа; чувство уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов. * В результате реализации данного модуля обучающиеся должны быть способны самостоятельно оценивать и контролировать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни (учебной и внеучебной нагрузке).
* МОДУЛЬ 4 комплекс мероприятий, позволяющих провести профилактику разного рода зависимостей: * развитие представлений подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний обучающихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила; * формирование адекватной самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния; формирование умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих; * формирование представлений о наркотизации как поведении, опасном для здоровья, о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха; * включение подростков в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности
Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся. Экологическая здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения на ступени основного общего образования может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:
1.Экологически безопасная здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения. 2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся. 3. Эффективная организация физкультурно- оздоровительной работы. 4. Реализация модульных образовательных программ. 5. Просветительская работа с родителями (законными представителями).
Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся: 1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; 2. Воспитание социальной ответственности и компетентности ; 3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания; 4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; 5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии ; 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание);
* Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся * Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся. * В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся выступают: * 1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся. * 2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении. * 3. Особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся: принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся; принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности образовательного учреждения на изучение процесса воспитания и социализации обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности; принцип объективности предполагает формализованность оценки (независимость исследования и интерпретации данных) и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования; принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся; принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся
Образовательное учреждение должно соблюдать моральные и правовые нормы исследования, создавать условия для проведения мониторинга эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся -Тестирование; - Опрос :1. анкетирование ; 2. интервью ; 3. беседа - Психолого-педагогическое наблюдение ; - включённое наблюдение ; - узкоспециальное наблюдение. Особо следует выделить психолого-педагогический эксперимент как основной метод исследования воспитания и социализации обучающихся.
Портрет выпускника основной школы Ценностный потенциал: 1. Восприятие ценности семьи: осознанная любовь к родному дому, матери, семье, близким, чуткость, тактичность. 2. Восприятие ценности достоинства человека: преобладание духовно-нравственных приоритетов над материальными, потребностями делать добро. 3. Уважение к своей Родине – России. Осознание ценности природы родного края, ее исторических памятников. 4. Участие в труде семьи, самообслуживании, других школьных делах. 5. Участие в школьном самоуправлении. 6. Тактичность 7. Реализм. 8. Потребность общения с прекрасным. Познавательный потенциал: 1. Знание своих психофизических особенностей. 2. Абстрактно-логическое мышление. 3. Стремление к познанию Истины. Творческий потенциал: Проявление активной позиции, соответствующей личностным интересам и элементарным навыкам поискового мышления. Стремление строить свою жизнь по законам гармонии и красоты. Потребность в посещении театров, выставок, концертов, чтении классической литературы, умение проникать во внутренний мир художественного произведения, понимать его духовную сущность. Коммуникативный потенциал: Умение критически осмысливать свои поступки, анализировать взаимоотношения со своими сверстниками и взрослыми, умение идти на компромисс. Быть строгим к себе, а к окружающим снисходительным, обладать социальной ответственностью за свои действия и поступки. Способность поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в жизненных ситуациях Здоровьесберегающий потенциал: Осознанное и ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей; опрятность, соблюдение правил режима дня и рационального питания. Участие в спортивно-массовых мероприятиях.
Спасибо !