Стратегии учета: бухучет в России Бобкова Н. Г.
Исторический обзор – появление метода одиночной записи (торговля) – цель бухучета: запись торговых транзакций – пользователи: торговцы – метод двойной записи заимствован из континентальной Европы – цель бухучета: эффективное распределение ресурсов (особенно для военных целей) – пользователи: государство (для военных целей)
Исторический обзор – адаптация бухгалтерского учета к целям плановой экономики: внедрение единого плана счетов типичные проводки регламентируются государством форматы предоставления отчетности строго стандартизированы – цель бухучета: предоставление информации для процесса планирования и оценки экономического результата акцент сделан на контролирующую и измерительную функции бухучета бухучет как средство наблюдения за деятельностью гос.предприятий и сохранности социалистической собственности главный регулирующий орган: Министерство Финансов – пользователи: государство
Исторический обзор 1985 – настоящее время – переориентация советской системы бухучета на западные/международные практики предоставления отчетности переход от плановой экономики к рыночной внедрение западных концепций бухгалтерского учета в план счетов (например, принцип начисления, принцип соответствия доходов и расходов, принцип непрерывности деятельности компании) разработка ПБУ на основе МСФО учреждение Института Профессиональных Бухгалтеров появление не зависимой от государства профессии аудитора – цель бухучета: максимизация прибыли за счет предоставления заинтересованным сторонам информации, необходимой для принятия решений (в теории); калькуляция налогов (на практике) – пользователи: акционеры, кредиторы, менеджеры и др. (в теории); во многих случаях только налоговые и статистические органы (на практике)
Исторический обзор ПериодХарактеристикаЦель бухучетаГлавные пользователи Зарождение бухучета Одиночная запись Запись торговых операцийТорговцы Заимствование двойной записи из Европы Эффективное распределение ресурсов (преимущественно для военных целей) Государство (для военных целей) Приспособление бухучета к требованиям плановой экономики Предоставление информации для процесса планирования и оценки экономического результата Государство (контроль над надлежащим функционированием коммунизма) 1985-н/вПопытка реформировать бухучет в соответствии с международным опытом Теоретически: максимизация прибыли за счет предоставления заинтересованным сторонам необходимой для принятия решений информации Практически: для расчета налогов Теоретически: акционеры, кредиторы, менеджеры и другие заинтересованные стороны Практически: в многих случаях только налоговые и статистические органы
Исторический обзор Решение Правительства РФ – до 1 апреля 2003 г. - разработать концепцию развития учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу Минэкономразвития России – подготовлен первый вариант – создана экспертная группа по доработке – согласование с профессиональным и бизнес- сообществом – представление предложений в Минфин России – представление предложений в Правительство Российской Федерации
Исторический обзор Содержание проекта концепции – сценарии внедрения МСФО – совершенствование системы учета – институализация участия профессионального и бизнес- сообщества во внедрении МСФО в России Цели: – обеспечение повышения прозрачности российской экономики – создание эффективных механизмов регулирования системы учета и отчетности
Исторический обзор Задачи – обязательное внедрение МСФО на общественно значимых предприятиях – облегчение бремени составления предприятиями отчетности, невостребованной пользователями – дерегулирование (повышение доли негосударственного регулирования) системы учета
Планом Правительства в 1997 г. предусмотрено: обеспечение условий для перехода на международные стандарты финансовой отчетности разработка и утверждение программы перехода на международные стандарты финансовой отчетности с 1998 года Исторический обзор
В 1997 г. создана Межведомственная комиссия по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности В 1998 г. утверждена Программа реформирования системы бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Цель - гармонизация бухгалтерского учета с МСФО и адаптация к требованиям рыночной экономики Исторический обзор
Результаты реформы В 2000 г. закончилась реализация Программы Разработано 18 новых ПБУ, в разной степени приближенных к МСФО Параллельно с бухгалтерским введено регулирование еще одной ветви учета – налогового учета Законопроект «О бухгалтерском учете» с 2001г. находится в стадии согласования
Причины низкой результативности слабое организационное обеспечение отсутствие вектора на снижение уровня государственного регулирования низкий уровень активности бизнес- сообщества
Для положительного результата внедрения МСФО в России с 2004 г. необходимы серьезные изменения в постановке задач в системе регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в законодательстве в роли профессионального сообщества
Возможные сценарии внедрения МСФО в России постепенное сближение национальных стандартов финансовой отчетности и МСФО единовременный переход на МСФО всех организаций внедрение МСФО только в отношении консолидированной отчетности узкого круга компаний поэтапное внедрение МСФО для консолидированной и индивидуальной отчетности более широкого круга организаций
1-й вариант: постепенное сближение Механизм- государственное регулирование Преимущества - не требует существенного изменения действующей системы регулирования Главный недостаток – нет прямой связи с пользователями отчетности
2-й вариант: единовременный переход Механизм- негосударственное регулирование Преимущества - переход на качественные международнопризнанные стандарты; единообразие форм финансовой отчетности Главный недостаток – слишком большая нагрузка на предприятия
3-й вариант: внедрение для консолиди- рованной отчетности узкого круга компаний Механизм- государственное регулирование Преимущества – минимальные изменения системы регулирования, повышение прозрачности некоторых компаний Главный недостаток – обязательность двух систем стандартов финансовой отчетности: нагрузка на предприятия
4-й вариант: поэтапное внедрение Механизм- совмещение государственного и негосударственного регулирования Преимущества – построение механизма саморегулирования, повышение прозрачности предприятий Главные трудности – необходимость внесения изменений в действующую систему регулирования, активность профессионального и бизнес-сообщества
1.Общественно значимые предприятия - МСФО в обязательном порядке 2.Малые предприятия - ПБУ либо МСФО в добровольном порядке 3.Остальные предприятия - ПБУ либо МСФО по выбору 4.Методологическое регулирование бухгалтерского учета - постепенно передается независимому общественному органу 4-й вариант: результаты
Сочетание бухгалтерского и налогового учета Базовые требования к бухгалтерскому учету - Федеральный закон «О бухгалтерском учете» Дифференцированные требования к подготовке и представлению финансовой отчетности и отчетности в государственные органы Самостоятельная учетная политика предприятий
Участие профессионального и бизнес-сообщества Профессиональное сообщество - ключевая роль Национальный совет по финансовой отчетности – методологическое обеспечение внедрения МСФО в России
Количество студентов, изучающих бухучет
NYSE КомпанияОтрасльДата ТатнефтьНефть и газ30 марта 1998 МТСТелекоммуникации30 июня 2000 РостелекомТелекоммуникации17 февраля 1998 ВымпелТелекоммуникации15 ноября 1996 Вим-Биль-ДаннПродукты8 февраля 2002
Лондонская биржа КомпанияОтрасльДата МосэнергоЭнегетика18 апреля 2001 НорильскникельНикель11 октября 2001 МТСТелекоммуникации15 апреля 2003 ЮКОСНефть и газ24 сентября 2001 Вим-Биль-ДаннПродукты08 февраля 2002 СургутнефтьНефть и газ18 апреля 2001 СибнефтьНефть и газ24 сентября 2001 РостелекомТелекоммуникации18 апреля 2001 ТатнефтьНефть и газ13 декабря 1996 ГазпромНефть и газ28 октября 1996 ЛукойлНефть и газ7 мая 1997
Исторический обзор
Перспективы внедрения МСФО на малых и средних предприятиях (МСП) Процент использования МСФО в зависимости от размера организации: – до 10 человек – 6% – от 11 до 50 – 9% – от 51 до 100 – 12% – от 101 до 200 – 25% – свыше 200 – 28% – в среднем – 16% Обследование 1301 коммерческой организации в рамках проекта «Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности в РФ», 2007 г.
Перспективы внедрения МСФО на малых и средних предприятиях (МСП) Процент аудиторских организаций, считающих, что применение МСФО приносит пользу их клиентам (в зависимости от размера аудиторской организации): – до 5 человек – 36% – от 6 до 15 – 45% – более 16 – 71% – в среднем – 50% Обследование 338 аудиторских организаций в рамках проекта «Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности в РФ», 2007 г.
Перспективы внедрения МСФО на малых и средних предприятиях (МСП) Основные выгоды от подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО: – повышение качества управленческой информации – 32% – увеличение количества инвесторов – 27% – повышение возможностей для привлечения заемных средств – 25% – повышение степени удовлетворения потребностей акционеров – 19% Обследование 2124 респондентов в рамках проекта «Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности в РФ», 2007 г.
Перспективы внедрения МСФО на малых и средних предприятиях (МСП) Основные трудности перехода на МСФО: – МСФО не обязательны для применения в России – 32% – отсутствие учебных курсов/материалов по МСФО – 27% – нет или недостаточно необходимых человеческих ресурсов – 23% – нет явной пользы от применения МСФО – 10% Обследование 2303 респондентов в рамках проекта «Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности в РФ», 2007 г.
Перспективы внедрения МСФО на малых и средних предприятиях (МСП) применение де-факто и де-юре основные факторы, определяющие перспективы применения МСФО для МСП в России: – позиция государственных органов – позиция банковского сектора РФ – международное признание – дальнейшее упрощение самих МСФО для МСП
Перспективы внедрения МСФО на малых и средних предприятиях (МСП) Возможные варианты применения МСФО для МСП в соответствии с законодательством: – будут обязательны к применению всеми организациями без публичной подотчетности – будут разрешены к применению вместо национальных стандартов – будут применяться в соответствии с законодательством о поддержке малого предпринимательства – не будут востребованы, т.к. будут применяться национальные стандарты
Перспективы внедрения МСФО на малых и средних предприятиях (МСП) Новые (старые) проблемы: – официальный перевод – качество аудита на соответствие МСФО для МСП – право собственности на текст стандарта – возможность модификации текста – дополнительные методические указания – обучающие материалы, преподавательский потенциал и масштабы переподготовки
Исследование информационной прозрачности российских компаний в 2007 г.
Описание исследования прозрачности Исследование охватывает 80 крупнейших российских компаний по рыночной капитализации с наиболее ликвидными акциями На их долю приходится около 80% капитализации всего российского рынка Исследование проводится только по публичной информации и не должно сравниваться с рейтингами корпоративного управления (РКУ) Standard & Poors Три источника информации – годовые отчеты, веб-сайты и отчетность в регулирующие органы
Методология - Балл сравнивается с оптимальным уровнем раскрытия (в %) - Критерии оценки включают 108 пунктов - Учитывается фактор раскрытия на английском языке
Основные выводы Прогресс практики раскрытия информации крупнейших российских компаний незначителен – Индекс транспарентности: 54,6% по сравнению с 53,5% в 2006 г. По 61 компании, включенной как в исследование 2007 г., так и в исследование 2006 г., рост с учетом методологических изменений составил всего – 1 п.п. 32 компании улучшили свой балл в среднем на 1,9 п.п., 29 ухудшили – на 1,4 п.п. Диапазон баллов практически не изменился: 57 п.п. (20-77%) по сравнению 58 п.п. (21-79%). Наивысший и наименьший балл получили те же компании, что и в 2006 г., – МТС и «Башнефть»
Основные выводы Наблюдаются некоторые улучшения в области раскрытия отчетности по МСФО/ОПБУ США, а также по ряду традиционно слабо освещаемых элементов раскрытия. Тем не менее по наиболее проблемным элементам раскрытия улучшений не отмечено 64 из 74 компаний, имеющих крупных собственников, раскрыли информацию о конечных владельцах (58 из 68 компаний годом ранее). Доля раскрытых крупных (>25%) пакетов составляет 88% от капитализации всех крупных пакетов, что практически не отличается от соответствующей доли в прошлом году Концентрация собственности снижается, но по-прежнему высока: 57 компаний из 80 имеют контролирующего акционера. На долю контрольных пакетов приходится 49% совокупной капитализации компаний, в 2006 г. эта доля составляла 55% и мажоритарный собственник присутствовал в 53 компаниях из 70.
Результаты
Раскрытие информации и рыночная капитализация - Большая часть рыночной капитализации (90%) приходится на компании с показателями транспарентности выше 50%. В прошлом году эта доля составляла 85%. - Заметное увеличение веса капитализации компаний с баллами выше 70%, в основном за счет ЛУКОЙЛа и РАО ЕЭС.
IPO в России В 2007 г. в исследование вошли 19 новых компаний, которые провели IPO в г. IPO подстегивает уровень раскрытия, однако эту динамику не всегда возможно оценить. Балл «Мечела», разместившего акции на NYSE, увеличился более чем на 40 п.п. ММК, ТМК также заметно повышают свой уровень прозрачности в результате проведения IPO. В год размещения основная часть балла обеспечивается наличием меморандума, тогда как в последующие годы компании поддерживают заданный уровень посредством других источников (годовые отчеты, презентации и т.д.)
Лидеры роста - В 2007 году не наблюдается таких сильных скачков, как в 2006 г. (у двух компаний наблюдался рост более 45 п.п., а у одной – более 30 п.п.) - Лидерами роста в этом году стали не только компании, прежде находившиеся в группе отстающих, но и компании со средним уровнем раскрытия
Отдельные вопросы с наиболее низким уровнем раскрытия Примечание: 1 Структура собственности; 2 Права акционеров; 3 Финансовая информация; 4 Операционная информация; 5 Информация о Совете директоров и менеджменте; 6 Вознаграждение членов Совета директоров и высшего руководства.
Отдельные вопросы с наиболее низким уровнем раскрытия Отчетность по МСФО/ОПБУ США за 2006 г. до конца апреля опубликовала лишь 21 компания (26%) в сравнении с 16 компаниями (23%) годом ранее. До конца июня ее опубликовали 54 компании (68%) - в сравнении с 42 компаниями (60%) в 2006 г.
Характер раскрытия во многом остался прежним Компонент 1 Структура собственности Компонент 2 Права акционеров Компонент 3 Финансовая информация Компонент 4 Операционная информация Компонент 5 Информация о Совете директоров и менеджменте Компонент 6 Вознаграждение менеджмента и членов Совета директоров
Показатели раскрытия информации по секторам экономики - Самый большой рост наблюдается в сектореЭлектроэнергетика – 9 п.п. - Некоторые отраслевые индексы понизились
Требования биржважный фактор повышения прозрачности - Один из основных факторов, определяющих уровень прозрачности, – требования бирж и регулирующих органов. Наиболее жесткие требования на биржах США (73%), наименее жесткие на AIM (46%) - Популярность LSE заметно возросла (количество компаний с листингом на ней увеличилось практически в 2 раза: с 12 до 23). Добавление новых компаний немного снизило средний балл, в то время как по 12 компаниям балл равен 62%.