Ранний русский модерн
Неоклассицизм в архитектуре Рубеж XIX – XX веков Использование классицистических приемов отделки фасадов и интерьеров, соединенных с особенностями стиля модерн В основном в Петербурге
Ранний модерн Я знал тебя, Москва, еще невзрачно-скромной, Когда кругом пруда реки Неглинной, где Теперь разводят сквер, лежал пустырь огромный, И утки вольные жизнь тешили в воде; Когда поблизости гремели балаганы Бессвязной музыкой, и ряд больших картин Пред ними рисовал таинственные страны, Покой гренландских льдов, Алжира знойный сплин; Когда на улице звон двухэтажных конок Был мелодичней, чем колес жестокий треск, И лампы в фонарях дивились, как спросонок, На газовый рожок, как на небесный блеск; Когда еще был жив тот «город», где героев Островский выбирал: мир скученных домов, Промозглых, сумрачных, сырых, какой-то Ноев Ковчег, вмещающий все образы скотов. Но изменилось всё! Ты стала, в буйстве злобы, Всё сокрушать, спеша очиститься от скверн, На месте флигельков восстали небоскребы, И всюду запестрел бесстыдный стиль модерн... Валерий Брюсов 1909 год
Для архитектуры модерна характерно: Элегантность, технологичность, комфортность Подчинение одному из мотивов: Историческим или национальным элементам Природным формам Мотивам классического ордера Новейшим технико- конструктивным средствам
Для архитектуры модерна характерно: Декоративность, орнаментальность «текучесть» форм Использование природных мотивов (растения, раковины, чешуя рыб, потоки воды) Единство с окружающей средой Активное применение цвета
Шехтель Федор Осипович Яркий представитель русского модерна в архитектуре Родился в Саратове в семье обрусевшего немецкого инженера-технолога Учился в Московском училище живописи, на архитектурном отделении
Характерно Асимметрия постройки Разный характер фасадов Использование балконов, крылец, эркеров Изображение лилий и ирисов в декоре Витражи с такими же мотивами Мозаичный фриз или пояс из керамической плитки Особняк З.Г. Морозовой на Спиридоновке
Особняк Рябушинского Сейчас – музей М.Горького Подчеркнутая асимметричность деталей: крылец, эркеров, балконов Разнообразная конфигурация окон
Особняк Рябушинского Чугунная ограда из спиралевидных, бегущих друг за другом волн
Особняк Рябушинского Мотив волны – в оформлении дверных проемов, ручек, в убранстве интерьера
Особняк Рябушинского Украшение интерьера – закрученная спиралью лестница морской тематики в с характерной для Шехтеля деталью - фонарем в основании Сверху – как низвергающийся водный каскад Из искусственного серо- голубого мрамора
Светильник в виде гигантской медузы
Широкий мозаичный фриз: огромные цветы ириса на ярко-голубом фоне
Интерьер Витраж- как крыло гигантской бабочки и диковинных трав Массивный деревянный потолок с лепниной в виде кувшинок, морских звезд и улиток потолок