Технология проектирования урока в информационно- образовательной среде ИКТ в проектировании современного урока английского языка
Образование Без Границ В концепции модернизации российского образования особое внимание уделено идее перехода к информационному обществу, что обуславливает создание условий для доступа к источникам информации, развитие способностей, связанных с ее поиском, обработкой, восприятием, пониманием и использованием, формированием информационной компетентности. Достижение качества образования, формирование предметных и ключевых компетентностей во многом зависит от использования проектных, исследовательских, игровых технологий; создания ситуации успеха, сотрудничества, самообразования. Неотъемлемой составляющей этих технологий являются информационно- коммуникационные технологии. С помощью виртуальных уроков, дистанционного обучения можно обеспечить «Образование без границ»
развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая подразумевает развитие речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций; развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению английского языка: а) дальнейшему самообразованию с помощью английского языка в других областях знаний; б) развитие способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и английском языках; в) личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии; г) формирование гражданина и патриота. Согласно образовательному стандарту основного общего образования по иностранному языку, обучение английскому языку преследует две основные цели:
Что такое педагогическая технология? Это совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами; это деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня. Целью педагогических технологий является повышение эффективности образовательного процесса и гарантирование достижений запланированных результатов обучения
Cоединение образования с информационно- коммуникативными технологиями которые обладают, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств: Обеспечивают возможности смещения акцентов с внешней оценки на самооценку и самоконтроль ученика. (система контроля знаний на базе ИКТ психологически более комфортна и для учителя, и для ученика.) Расширяют возможности для развития современного образования прежде всего в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика. Позволяют обобщать и строить логические связи, организовать систематизацию знаний. Дают возможность организации оперативного контроля за усвоением темы, осуществление персонифицированного сопровождения ученика.
Всероссийский августовский виртуальный педсовет ( "Сеть творческих учителей" ( портал Федерального центра информационно- образовательных ресурсов (ФЦИОР) ( городской школьный портал информационный портал МО РО. Российский общеобразовательный портал ( предлагает учителям образовательные ресурсы для самообразования, оказывает квалифицированную консультационную помощь, единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) представляет собой крупнейшее Интернет-хранилище электронных ресурсов, предназначенных для свободного распространения и использования в образовательном процессе в качестве средств обучения или их компонентов ( Для профессионального взаимодействия учителей в сети необходимы знания, умения и навыки использования ИКТ в педагогической деятельности.ИКТ и коммуникационные технологии, современные педагогические технологиии (личностно-ориентированное обучение, метод проектов, обучение в малых группах и т.д.) дополняют друг друга: через современные педагогические технологии к современным средствам обучения - ИКТ и наоборот. Успешно действуют свои образовательные порталы, школьные сети, предпринимаются попытки организации профессиональной деятельности учителей в сети через сетевые сообщества:
На своих уроках я использую следующие образовательные Интернет - ресурсы: : газеты: The Washington Times, The Times, - темы для уроков английского языка, Для формирования или совершенствования грамматических лексических навыков - При подготовке проектов Среди наиболее интересных и полезных с точки зрения представленного на этих сайтах материала являются ресурсы Британского посольства: – online ресурсы для учителей, включая учебные материалы, статьи, дискуссии, публикации ведущих авторов. – ресурс на английском, включающий планы уроков и задания на отработку всех видов языковой деятельности. Обсудить любые вопросы обучения, получить консультации методистов, узнать о новинках в мире учебников и учебной литературы вы сможете на портале для учителей английского языка: englishteachers.ru. englishteachers.ru Неограниченное количество уже готовых для печати уроков, заданий, карточек вы обнаружите на сайтах esl-library.com и bbc.co.uk. Эти сайты ценны тем, что материал на них постоянно обновляется и дополняется, таким образом, вы всегда будете в курсе всего нового, что возникает в английском языке.esl-library.combbc.co.uk
Применение ИКТ: 1. расширяет рамки образовательного процесса; 2. способствует его практической направленности; 3. повышает мотивацию учащихся в обучении 4. создаёт условия для их успешной самореализации в будущем.
В отечественной методике обучения планирование учебного процесса является важным условием эффективности обучения иностранному языку. Известны два типа планирования урока: с ориентацией на 1) продукт обучения 2) процесс обучения Первый тип предполагает учет целей и задач обучения и рассчитан на использование учебных программ и планов. Второй тип ориентирован на организационную сторону урока: последовательность заданий и упражнений, логику, взаимосвязанность и взаимообусловленность этапов урока, завершенность.
В рамках применения ИКТ можно выделить этапы, которые определят наиболее эффективное их применение: I. Определение темы урока, цели и задач, форм работы, условий проведения урока II. Отбор электронных ресурсов Учитель отбирает из всех ресурсов, обслуживающих данную тему и выявленных на предыдущем этапе, только те из них, которые необходимы для конкретного урока, т.е., которые отвечают параметрам: цели, задачам, формам работы, условиям проведения урока.целизадачам формам работыусловиям III. Организация ресурсов Учитель организует, выстраивает отобранные ресурсы в соответствии с продуманным им ходом урока.
Возможности применения ИКТ определяется типом урока. Использование средств информационно-коммуникационных технологий на уроках разных типов : Урок презентация нового материала Урок закрепления знаний Урок систематизации и обобщения знаний Урок развивающего контроля
Урок презентация нового материала В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные языковые формулы, схемы, рисунки, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнения практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты тем
Урок закрепления знаний В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса английского языка. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Основную роль играет различный материал, использование которого варьируется учителем. Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники. Например, в 5 классе мы закрепляем грамматику, отрабатывая задания по CD-ROM ROUND UP 3.
Урок систематизации и обобщения знаний Работа с англоязычными сайтами, использование флэш-игр, флэш- мультфильмов, работа с веб-квестами. Веб-квест - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого использую информационные ресурсы сети Интернет
Урок развивающего контроля Считаю, что использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Разрабатываемые мною тесты представляют собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, при электронной версии по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.
Выводы – Использование ИКТ в проектировании современного урока английского языка - это обязательный компонент работы. В области обучения иностранным языка, цели программы могут быть достигнуты только при регулярной работе по строго намеченному и продуманному плану. Правильно отобранные и хорошо выстроенные ресурсы, на уроке позволяют создать правильную рациональную организацию учебного процесса, становится возможным рациональное использование учебников и учебных пособий; осуществляется учет требований программ; растет авторитет учителя. Благодаря применению ИКТ при проектировании урока английского языка появляется возможность вовлечь всех учащихся в учебный процесс; стимулировать их познавательную и исследовательскую деятельность, повысить мотивацию к обучению, предвидеть и учесть результаты работы. Проект урока, созданный учителем в современной информационно-образовательной среде, предусматривает совокупность умений и навыков в их последовательности и развитии. Компьютер становится не просто средством,но он создает свободные условия для творчества учителя и учащихся. Это улучшает эффект восприятия, запоминания, способствует формированию языковых компетенций. Роль учителя при этом состоит в овладении компьютерными технологиями и в умении адаптировать ресурсы применительно к учебному курсу, изучаемой теме, языковому уровню учащихся, типу урока.