Доминация английского языка
«EXCELSIOR » Секция ЯЗЫКОЗНАНИЕ. Иностранный язык Доминация английского языка Работу выполнила: Созинова Анастасия Научный руководитель: Федорова Наталия Юрьевна
Актуальность. На планете насчитывается от 2500 до 7000 языков. Из всех существующих в настоящее время языков, только английский, может рассматриваться как мировой язык. Он распространен в наибольшем количестве стран, на нем говорят и пишут чаще, чем на каком-либо другом. Он стал средством общения всей планеты 21-й век объявлен ЮНЕСКО веком полиглотов. Немецкий и французские языки вытесняются из общеобразовательной школы английским языком. А односторонняя ориентация означает игнорирование исторически сложившихся общественно-политических и экономических реалий, что недопустимо в современном мире.
Гипотеза. Мы предполагаем, что большинство респондентов относятся отрицательно к одностороннему изучению английского языка Задачи: выяснить мнение учащихся к английскому языку; составить анкеты и провести сравнительный анализ ; подвести итог о целесообразности изучения разных иностранных языков в школе.
Субъектом исследования стали учащиеся МБОУ «Кугесьская СОШ 1». Объектом исследования различные мнения и отношения людей к английскому языку. Методы исследования: социологический опрос, сравнительный анализ полученной информации.
1. Изучение иностранного языка в различных странах В России в 1828 году впервые было введено обучение английскому языку. До революции 1917 года самым изучаемым иностранным языком в России был французский. В эпоху СССР самым распространенным языком стал немецкий. За последние два десятилетия в России английский стал самым популярным. Для эффективной интеграции России в мировое сообщество знание не просто иностранного языка, но иностранных языков просто необходимо. Носителями английского языка являются 400 миллионов человек, французского – 130миллионов человек, немецкого- 105 миллионов человек. (Приложение 2). В 53 странах английский является официальным языком, в 30 странах – французский, в 7 странах – немецкий (Приложение3). 1,4 миллиарда человек владеют английским как вторым языком, 600 миллионов человек- французским, 89 миллионов – немецким. Приблизительное число человек, изучающих английский – 90%, французский – 32%, немецкий – 18%, испанский – 8%, итальянский – 6%, китайский – 4% (Приложение 4).
2. Сравнительный анализ респондентов. Что касается Чебоксарского района, то из 26 школ немецкий преподается только в 6 школах. Это Кугесьская СОШ 1, Кшауши, Атлашево, Мамыши, Чурачики, Вурман-Сюктерка. Французского языка нет ни в одной школе. Английский язык преподается во всех школах (Приложение 5). Для определения отношения к одностороннему изучению иностранного языка была составлена анкета для учащихся. Всего было опрошено 127 учащихся 3-го,5-х, 7-го,8-го, 9-го, 11-х классов (Приложение 1). На вопрос: Какой иностранный язык вы изучаете в школе? (Приложение 6). 95% респондентов ответили, что изучают английский язык, немецкий язык – 5%. На вопрос: Какой иностранный язык вы хотели бы изучать? (Приложение 7) 43.3% респондентов хотели бы изучать английский язык. Но также изъявили желание изучать французский – 35.4%, немецкий – 14.2%,итальянский- 3.9%. 3.2% респондентов не хотят изучать никакой иностранный язык.
На вопрос: Хотели ли бы вы изучать второй иностранный язык? Какой? (Приложение 8) 70% респондентов желают изучать второй иностранный язык и 30% - не желают. Немецкому языку отдали предпочтение 27.5%, французскому – 42.5%. На вопрос: Хотели ли бы вы посетить зарубежные страны? (для 11 классов) (Приложение 9) Респонденты ответили: да – 93.5%, нет – 6.5%. На вопрос: Хотели ли бы вы работать в зарубежных фирмах? ( для 11 классов) (Приложение 10) Респонденты ответили: да – 64.5%, нет – 35.5%. Проведя социологический опрос, пришли к выводу, что в основном на данный момент все изучают английский язык, желают изучать и другие иностранные языки, заинтересованы в изучении второго иностранного языка, хотели бы после окончания посетить зарубежные страны или работать в зарубежных странах.
Заключение Проделав данную исследовательскую работу, мы пришли к выводу, что большинство опрошенных относится отрицательно к одностороннему изучению иностранного языка, таким образом наша гипотеза подтвердилась. Выражая мнение многих наших респондентов мы хотели бы выдвинуть следующие рекомендации: поддержать языковую политику Европейского Союза, выдвигающего в качестве основной цели в области обучения иностранного языка граждан многоязычие; поддержать языковую политику Европейского Союза, выдвигающего в качестве основной цели в области обучения иностранного языка граждан многоязычие; прежде чем отдавать предпочтение одному – английскому языку, - провести исследования, связанные с потребностями того или иного языка, которые учитывали бы экономические, политические, социальные и психологические моменты; прежде чем отдавать предпочтение одному – английскому языку, - провести исследования, связанные с потребностями того или иного языка, которые учитывали бы экономические, политические, социальные и психологические моменты; обучать учащихся школ второму иностранному языку, как и первому, бесплатно; обучать учащихся школ второму иностранному языку, как и первому, бесплатно; поддержать преподавание немецкого и французского языков в школах; поддержать преподавание немецкого и французского языков в школах; увеличить количество часов, отведенных на изучение иностранного языка. увеличить количество часов, отведенных на изучение иностранного языка.
Возможно стоит задуматься о будущем иностранных языков и не допустить полное исчезновение других иностранных языков в школах. Второй иностранный язык в школе – новая реальность. Изучение школьниками второго иностранного языка в качестве еще одного нового средства общения на межкультурном уровне предполагает развитие у них коммуникативных умений.