СОГБОУ «Вяземская специальная (коррекционная) общеобразовательная начальная школа – детский сад «Сказка» IV вида». «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с нарушениями зрения как средство успешной социальной адаптации к условиям школьной жизни» Воспитатель Воспитатель Надобникова Лариса Валентиновна. Надобникова Лариса Валентиновна.
А.П.Чехов «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа,и мысли». и душа,и мысли».
Цели: Способствовать адекватной адаптационной социализации детей, развитию коммуникативных способностей для расширения межличностных контактов с взрослыми и сверстниками. Способствовать адекватной адаптационной социализации детей, развитию коммуникативных способностей для расширения межличностных контактов с взрослыми и сверстниками. Научить ребенка понимать свои трудности и уметь пользоваться остаточным зрением и сохранными анализаторами. Научить ребенка понимать свои трудности и уметь пользоваться остаточным зрением и сохранными анализаторами.
Задачи: формировать у детей первоначальные знания о себе, своей семье, окружающем мире, о социальных нормах поведения; формировать у детей первоначальные знания о себе, своей семье, окружающем мире, о социальных нормах поведения; помочь детям понять причины возникновения основных эмоциональных состояний (радость, грусть, страх, гнев); учить проявлять свои эмоции через мимику, жесты; помочь детям понять причины возникновения основных эмоциональных состояний (радость, грусть, страх, гнев); учить проявлять свои эмоции через мимику, жесты; воспитывать уважительное, внимательное отношение к близким и знакомым людям; воспитывать уважительное, внимательное отношение к близким и знакомым людям; закладывать в сознании детей чувство общности, близости рядом живущих людей, собственной причастности к своему народу, к культурным традициям, к своей Родине; закладывать в сознании детей чувство общности, близости рядом живущих людей, собственной причастности к своему народу, к культурным традициям, к своей Родине; формировать у детей нравственные понятия: добро, сострадание, отзывчивость, честность, желание любить; формировать у детей нравственные понятия: добро, сострадание, отзывчивость, честность, желание любить; учить анализировать свои поступки и поступки других людей; свое личное состояние и состояние окружающих людей; учить анализировать свои поступки и поступки других людей; свое личное состояние и состояние окружающих людей; развивать у детей коммуникативные умения и культуру поведения; развивать у детей коммуникативные умения и культуру поведения; формировать мировоззрение на лучших традициях русской национальной культуры; формировать мировоззрение на лучших традициях русской национальной культуры;
Методы и приемы имитационные игры; имитационные игры; социально-поведенческий тренинг; социально-поведенческий тренинг; психогимнастика; психогимнастика; чтение и обсуждение художественных произведений; чтение и обсуждение художественных произведений; дискуссии; дискуссии; диагностика эмоционального состояния, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме; диагностика эмоционального состояния, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме; обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них. обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.
Принципы построения занятия Всестороннее целостное воздействие на все сферы психического развития ребенка: познавательную, эмоциональную, коммуникативную. Всестороннее целостное воздействие на все сферы психического развития ребенка: познавательную, эмоциональную, коммуникативную. Учет индивидуальных, возрастных и типологических особенностей ребенка, опора на уровень зоны ближайшего развития. Учет индивидуальных, возрастных и типологических особенностей ребенка, опора на уровень зоны ближайшего развития. Преемственность между специалистами в группе. Преемственность между специалистами в группе. Принцип - от простого к сложному. Принцип - от простого к сложному. Организация совместной детско-родительской работы и форм сотрудничества взрослого и ребенка. Организация совместной детско-родительской работы и форм сотрудничества взрослого и ребенка. Возможность изменения хода занятия с учетом меняющихся потребностей и психологического состояния всех участников. Возможность изменения хода занятия с учетом меняющихся потребностей и психологического состояния всех участников.
Динамика достижений детей Оценочными критериями являются: Нравственные качества (ряд 1). Нравственные качества (ряд 1). Коммуникативное развитие (взаимоотношения), (ряд 2). Коммуникативное развитие (взаимоотношения), (ряд 2). Эмоциональное развитие (ряд 3). Эмоциональное развитие (ряд 3). (Данные даны в процентном соотношении) (Данные даны в процентном соотношении)
Динамика социального развития выпускников дошкольных групп Уровень социального развития Выпускники 2007 года 2007 годаВыпускники 2011 года высокий 33% (5 детей) 59,4% (9 детей) средний 39,6% (6 детей) низкий (эгоцентрические позиции) 6,6% (1 ребенок) -
Занятие «Ангел мой, хранитель мой» Занятие «Пасха»
Занятие «Радость и грусть».
Кукольный спектакль «Веселье, радость, благодать»
Серия занятий «Там русский дух, там Русью пахнет»
Коллаж «Принцесса Осень»
Совместные работы детей и родителей