З ДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ОУ Сарагашева И. В. зам директора по СПВ педагог-психолог МОУ гимназия 5 г Кызыла
. «Omnia mia mecum porto» (лат. «Все свое ношу с собой») Биант «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения». Артур Шопенгауэр
«Забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил …и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость познания и творчества» В. А. Сухомлинский
З ДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ЗОТ) «Под ЗОТ, в широком смысле, можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся.Если же ЗОТ связывать с решением более узкой, здоровьеохранительной задачи, то к ЗОТ будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в ОУ» Н. К. Смирнов
Это- совокупность организационных и психолого-педагогических приемов, методов, технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них культуры здоровья. Это- образовательные технологии, не наносящие вреда здоровью учащихся /В основе подхода – принцип Не навреди!/ 9
З ДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - «качественная характеристика любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.» Н. К Смирнов
Здоровьесберегающие образовательные технологии НА СТРАЖЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ Здоровье учащихся Предупреждение девиаций Профориентация Работа с семьями Дисциплина Успеваемость Качество обучения Организация процесса обучения Качество и эффект обучения ДидактогенииШкольные стрессыПеренапряжение зрения Интенсификация учебного процесса Учебные перегрузкиГиподинамия 7
ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ «Не навреди!» Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося Непрерывность и преемственность Субъект-субъектные взаимоотношения Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся Успех порождает успех Активность Комплексный, междисциплинарный подход
АДРЕСОВАННОСТЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗОТ АДРЕСОВАННОСТЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗОТ Классными руководителями Психологом, валеологом, социальным педагогом Администрацией, руководством ОУ Каждым учителем Медиками ЗОТ, используемые в работе: 14
Учет индивидуальных(интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных) особенностей учащихся, его темперамента, характера восприятия учебного материала, типа памяти и т. д Недопускание чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки при освоении учебного материала, стремление добиться оптимальных результатов обучения обязательно при оптимизации необходимых затрат времени и сил учащегося и педагога
Обеспечение такого подхода к ОП, который бы гарантировал поддержание благоприятного морально-психологического климата в учебной группе, укрепление психического здоровья учащихся Делать акцент на том, чтобы научить учащихся самостоятельно защищаться от стрессов, обид, оскорблений, обучить средствам психологической защиты и сохранения здоровья
К АКОЙ ПСИХОЛОГ НУЖЕН ?????? Школы запрашивают психолога с хорошим академическим образованием, но знающим и понимающим школу и ее образовательные задачи. Ему понадобится совмещение исследовательских (аналитических) и проектировочных способностей. Он должен уметь работать с информацией, анализировать процессы происходящие в школе с точки зрения того, решаются ли образовательные задачи, какой ценой для детей и педагогов и т.д. Ему нужно будет увидеть и протянуть ниточки от экспериментальной деятельности к повседневной работе, взяв лучшее и превратив это в систему.
Ц ЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ - -обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь!!!