Воспитательные технологии
Педагогическая технология - это строгое научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий
Педагогические технологии: Технологии обучения (дидактичес кие) Технологии воспитания
Воспитательные технологии это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты: 1.Диагностирование 2.Целеполагание 3.Проектирование 4.Конструирование 5.Организационно – деятельностный компонент 6.Контрольно – управленческий компонент
Содержанием воспитательных технологий являются: Научно обоснованные социализированные требования Передача социального опыта Постановка цели и анализ сложившейся ситуации Социализированная оценка ученика Организация творческого дела Создание ситуации успеха
Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом: Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов) Психологический настрой (приветствие, вступительное слово) Содержательная (предметная) деятельность Завершение Проекция на будущее.
Традиционные воспитательные технологии: Технология здоровьесберегающая. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ) Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Технология проектного обучения. Гуманно-личностная технология. Технология педагогики сотрудничества. Технология педагогического общения. Технология педагогического разрешения конфликта. Технология предъявления педагогического требования. Технологии воспитания на основе системного подхода Технология коллективного творческого воспитания Технология гуманного коллективного воспитания Информационно - коммуникативные технологии ИКТ
Технология здоровьесберегающая Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его. Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым.
Гуманно-личностная технология. Технология педагогического общения. Разработал и воплотил Ш.А.Амонашвили Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологии Ш.А.Амонашвили являются: способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; развитие и становление познавательных сил ребенка; идеал воспитания – самовоспитание.
Технология предъявления педагогического требования Педагогическое требование – предъявление нормы культурной жизни и организация жизнедеятельности детей на уровне данной нормы. Основные правила предъявления педагогического требования: скрытая педагогическая позиция, этикет в оформлении требования, детализация выдвигаемых требований, акцентирование на положительной программе действий, положительное подкрепление требования, терпеливое ожидание результатов.
Технология педагогической оценки поведения и поступков детей Педагогическая оценка поведения и поступков детей является средством ориентации ребенка среди множества ценностей и антиценностей. Основные принципы педагогического оценивания: недопустимость сравнения ребенка с другим ребенком, признание неприкосновенности и автономности личности и т.д.
Технология коллективного творческого воспитания Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского И.П.Иванова. Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и внедрены более полувека назад, их содержание также актуально и в наши дни.
Новейшие воспитательные концепции и технологии: Системное построение процесса воспитания. (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова) Системно - ролевая теория формирования личности (Н.М.Таланчук) Воспитание как педагогический компонент социализации ребёнка (Научный руководитель М.И.Рожков) Формирование образа жизни, достойной Человека. (Н.Е.Щуркова) Воспитание ребёнка как человека культуры (Е.В.Бондаревская) Педагогическая поддержка ребёнка и процесса его развития (О.С.Газман) Технология разрешения педагогической ситуации Самовоспитание школьника (Г.К.Селевко) Воспитание на основе потребности человека (В.П.Созонов)
Формирование образа жизни, достойной Человека Человек – существо разумное Человек – существо моральное Человек – существо созидательное Критерии эффективности: Внешний облик ребенка Физическое и психологическое развитие, поведение Качественность, разнообразие жизни Способности, самочувствие Ценностные предпочтения Отношение к собственному «Я»
Владение педагогическими технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта. А это означает, что уровень овладения педагогической технологией для нас должен быть не элементарным, а профессиональным
При подготовке использованы материалы с сайта «Социальная сеть работников образования nsportal.ru» (материал Т.Э.Судариковой) obedinenii/library/vospitatelnye-tehnologii (материал Буланцевой С.В.) obedinenii/library/vospitatelnye-tehnologii