Здоровьесберегающая деятельность образовательных учреждений ПАНКОВА Наталия Борисовна доктор биологических наук профессор кафедры здоровьесберегающего.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Advertisements

2011 – 2012 г.. Проект «Расширение пространства самореализации обучающихся в области информационно- коммуникационной культуры» Цель: формирование интеллектуально.
Факторы риска для здоровья преподавателей ПАНКОВА Наталия Борисовна доктор биологических наук профессор кафедры здоровьесберегающего содержания образовательных.
Г ОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ.
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Начальная школа – детский сад 4 «Журавлик» Проект: Расти быстрей.
1 Здоровье как основополагающий ресурс развития образования Харисов Фарис Фахразович Председатель общероссийской общественной организации содействия укреплению.
РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ В.А.Ламанов, ректор ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования»
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Всемирная организация.
Программа школьного воспитания «ЗДОРОВЬЕ». Наименование программы Программа профилактики ассоциа- тивного поведения и пропаганды здорового образа жизни.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 123.
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
1 Здоровье как основополагающий ресурс развития образования Семёнова Елена Викторовна МОУ СОШ им. Калинина, Кашинский район Заведующий «Кабинетом здоровья»,
«Об утверждении федеральных государственных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» Приказ Министерства.
Вас приветствует МОБУ Петропавловская основная общеобразовательная школа.
L/O/G/O Программа развития МОУСОШ 23 Директор МОУСОШ 23 Емельянова Татьяна Викторовна.
ЛЕВИТСКАЯ АЛИНА АФАКОЕВНА Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки.
Основные направления работы: - мониторинг состояния здоровья учащихся, - создание условий для укрепления и сохранения -здоровья детей и подростков, -
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1.
Организация здоровьесберегающей деятельности в школе.
« Научно-методическое обеспечение введения ФГОС » Логвинова И.М.
Транксрипт:

Здоровьесберегающая деятельность образовательных учреждений ПАНКОВА Наталия Борисовна доктор биологических наук профессор кафедры здоровьесберегающего содержания образовательных технологий ГОУ ВПО Московский институт открытого образования

Здоровьесберегающее образование – новое направление инновационной деятельности в системе образования Создание в ОУ необходимых условий (кадровых, нормативно- правовых, учебно-методических, материальных, организационных, финансовых) для сохранения и укрепления здоровья учащихся и работников образования; Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил, нормирование учебной нагрузки и профилактика утомляемости; Модернизация форм и методов организации образовательного процесса; Организация регулярного медико-психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья обучающихся; Проведение коррекции нарушений соматического, психического и нравственного здоровья совместно с медиками, психологами, используя оздоровительные технологии; Создание положительного психологического климата, основанного на доверии, справедливости, уважении всех участников образовательного процесса; Сохранение паритета образованности и здоровья обучающихся: в здоровьесберегающем образовании здоровье рассматривается как результат всего образовательного процесса. Сохранение паритета образованности и здоровья обучающихся: в здоровьесберегающем образовании здоровье рассматривается как результат всего образовательного процесса. Харисов Ф.Ф. Здоровье как основополагающий ресурс развития образо- вания // Здоровьесберегающее образование, (5). С

Результат здоровьесберегающего образования Целостная гармоничная личность с высоким уровнем духовно- нравственной, физической, интеллектуальной культуры, конкурентоспособная и легко адаптирующаяся к изменениям в социокультурной среде.

ПОСЛАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ (5 ноября 2008 г., 12 ноября 2009 г., 30 ноября 2010 г.) Президентская инициатива «Наша новая школа»: современные технологии обучения, укрепления здоровья, обеспечение школьников качественным горячим питанием. Политическая стратегия: …воспитать поколение свободных, образованных, творчески мыслящих граждан… Новое в Послании 2010 г.: Стратегический подход политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни.

Распоряжение правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на годы». В рамках мероприятия по распространению на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей во всех субъектах Российской Федерации будут распространены следующие интегрированные модели общего и дополнительного образования: … Модели формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого- педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся; …

Министерство образования и науки Российской Федерации ПРОЕКТ (доработка 15 февраля 2011 года) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Среднее (полное) общее образование Проект стандарта разработан Институтом стратегических исследований в образовании РАО. Руководители разработки проекта: Кезина Л.П., академик РАО; Кондаков А.М., научный руководитель ИСИО РАО, член-корреспондент РАО. II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать: 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков, курению; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первичную медицинскую помощь, знание основных оздоровительных технологий;

Проект сводного доклада Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010-м году Опубликован: Раздел 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников Новым направлением деятельности регионов стал мониторинг состояния физического развития школьников. О разработке соответствующего инструментария уже в 2010 году сообщается почти в половине докладов из регионов. Для организации мониторинга физического развития обучающихся на базе экспериментальных площадок разработаны дневник здоровья для дошкольника, младшего школьника, подростка, старшеклассника; для специалистов – карта комплексного статуса ребенка. Несомненно, в 2011 году, как и предусмотрено федеральным Планом действий, работа по отладке системы мониторинга состояния физического развития школьников будет продолжена.

Задачи реализации направления на 2011 год … совершенствование деятельности общеобразовательных учреждений по внедрению здоровьесберегающих технологий, созданию системы целенаправленной индивидуальной работы, формированию здорового образа жизни; расширение контингента учащихся, принимающих участие в спортивной и иных видах здоровьесберегающей деятельности, а также охваченных различными оздоровительными мероприятиями (в том числе летним отдыхом); принятие организационно-педагогических мер, направленных на наиболее полное включение обучающихся в проблематику собственного здоровья, введение «паспортов спортивных достижений» (по возможности, в электронной версии), создание школьно-муниципально-региональных систем постоянного мониторинга детского здоровья; …

Медицинские аспекты Педагогические аспекты Здоровьесбережение в образовательной среде

Медицинские аспекты Область профилактической медицины (взаимодействие с центрами здоровья): выявление ранних признаков заболеваний (диспансеризация), профилактическая вакцинация, оценка функциональных резервов организма (саногенетический мониторинг) Оценка санитарно- гигиенического благополучия (взаимодействие с органами Роспортебнадзора): территории школы, школьного здания, школьного питания, структуры образовательного процесса Область клинической медицины (взаимодействие с поликлиническими учреждениями): оказание первой неотложной медицинской помощи при травмах и неотложных состояниях

Педагогические аспекты Внедрение в образовательную среду непедагогических здоровьесберегающих компонентов Здоровьесберегающие образовательные технологии

Внедрение в образовательную среду непедагогических здоровьесберегающих компонентов установка ионизаторов и увлажнителей воздуха и т.п. оборудования, дополнительные медицинские мероприятия (ЛФК, массаж, стоматологическая помощь и т.д.), дополнительные занятия оздоровительной физической культурой (тренажеры, спортивные секции и т.д.) психофизическая тренировка, психологические тренинги, оздоровительные мероприятия в организации питания (программа «Школьное молоко», витаминные комплексы, кислородные коктейли и т.д.)

Здоровьесберегающие образовательные технологии изменение содержания образовательных курсов, новые формы, методы и средства педагогического процесса (в школе и при самостоятельной работе), изменение структуры и формы подачи материала.

Направления здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий и тем, связанных с формированием культуры здоровья, в учебные программы всех уровней и по всем предметам; повышение роли уроков физической культуры в создании мотивации на формирование ценностей здорового образа жизни; повышение роли учителя в формировании культуры здоровья учащихся, с использованием как педагогических технологий, так и личного примера; организация и проведение физиолого-гигиенического и психолого-педагогического мониторинга здоровья учащихся и педагогов, как объективный метод оценки результата здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения; широкое освещение теоретических и практических наработок в области здоровьесбережения в периодической печати и специальных изданиях.

Кафедра здоровьесберегающего содержания образовательных технологий МИОО Оценка здоровьесберегающей деятельности школы = оценка результата работы, оценка эффективности здоровьесберегающей работы. Задачей образовательных учреждений является выполнение социального заказа: «…воспитать поколение свободных, образованных, творчески мыслящих граждан…» (главная задача), при сохранение здоровья учащихся и педагогов (попутная задача). Основными показателями здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений являются: Эффективность умственной работы динамика умственной работоспособностиЭффективность умственной работы (по результатам педагогической статистики) и динамика умственной работоспособности (по психологическим тестам) «Цена»«Цена» достигнутых педагогических успехов –по результатам медицинской статистики –по динамике функционального состояния основных систем организма ребёнка (нервной системы и сенсорных систем, опорно- двигательной системы, кардио-респираторной системы, систем нейровегетативной и нейроэндокринной регуляции) –по динамике физической работоспособности

физиологическая норма = сбалансированные состояния мобилизацияфункциональныхрезервов = функционально достаточныесостояния преморбидные состояния (напряжение адаптации) = функционально напряжённыесостояния срыв адаптации здоровье болезнь медицинская диспансеризация результаты – в медицинской статистике саногенетический мониторинг оценка функционального состояния и уровня функциональных резервов адаптация адаптация

количественныеметодикипсихолого-педагогическогомониторингаколичественныеметодикифизиолого-гигиеническогомониторинга оценкаэффективностиздоровьесберегающейработы учебного заведения Выбор конкретных методик мониторинга определяется: материально-технической оснащенностью материально-технической оснащенностью учебного заведения наличием квалифицированных кадров наличием квалифицированных кадров

Кафедра здоровьесберегающего содержания образовательных технологий МИОО организует и проводит следующие курсы: Здоровьесберегающее содержание образовательных технологий (144 часа, очно-дистанционное обучение); Культура профессионального здоровья педагога (144 часа, очно-дистанционное обучение); Культура здоровья и технология введения индивидуальных карт здоровья в инновационную образовательную среду (144 часа, очно-дистанционное обучение); Инструментальные методы саногенетического мониторинга (72 часа, дистанционный курс); Курс по скрининг-диагностике зрения (72 часа, очное обучение).

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ