Здоровьесберегающая деятельность образовательных учреждений ПАНКОВА Наталия Борисовна доктор биологических наук профессор кафедры здоровьесберегающего содержания образовательных технологий ГОУ ВПО Московский институт открытого образования
Здоровьесберегающее образование – новое направление инновационной деятельности в системе образования Создание в ОУ необходимых условий (кадровых, нормативно- правовых, учебно-методических, материальных, организационных, финансовых) для сохранения и укрепления здоровья учащихся и работников образования; Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил, нормирование учебной нагрузки и профилактика утомляемости; Модернизация форм и методов организации образовательного процесса; Организация регулярного медико-психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья обучающихся; Проведение коррекции нарушений соматического, психического и нравственного здоровья совместно с медиками, психологами, используя оздоровительные технологии; Создание положительного психологического климата, основанного на доверии, справедливости, уважении всех участников образовательного процесса; Сохранение паритета образованности и здоровья обучающихся: в здоровьесберегающем образовании здоровье рассматривается как результат всего образовательного процесса. Сохранение паритета образованности и здоровья обучающихся: в здоровьесберегающем образовании здоровье рассматривается как результат всего образовательного процесса. Харисов Ф.Ф. Здоровье как основополагающий ресурс развития образо- вания // Здоровьесберегающее образование, (5). С
Результат здоровьесберегающего образования Целостная гармоничная личность с высоким уровнем духовно- нравственной, физической, интеллектуальной культуры, конкурентоспособная и легко адаптирующаяся к изменениям в социокультурной среде.
ПОСЛАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ (5 ноября 2008 г., 12 ноября 2009 г., 30 ноября 2010 г.) Президентская инициатива «Наша новая школа»: современные технологии обучения, укрепления здоровья, обеспечение школьников качественным горячим питанием. Политическая стратегия: …воспитать поколение свободных, образованных, творчески мыслящих граждан… Новое в Послании 2010 г.: Стратегический подход политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни.
Распоряжение правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на годы». В рамках мероприятия по распространению на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей во всех субъектах Российской Федерации будут распространены следующие интегрированные модели общего и дополнительного образования: … Модели формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого- педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся; …
Министерство образования и науки Российской Федерации ПРОЕКТ (доработка 15 февраля 2011 года) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Среднее (полное) общее образование Проект стандарта разработан Институтом стратегических исследований в образовании РАО. Руководители разработки проекта: Кезина Л.П., академик РАО; Кондаков А.М., научный руководитель ИСИО РАО, член-корреспондент РАО. II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать: 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков, курению; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первичную медицинскую помощь, знание основных оздоровительных технологий;
Проект сводного доклада Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010-м году Опубликован: Раздел 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников Новым направлением деятельности регионов стал мониторинг состояния физического развития школьников. О разработке соответствующего инструментария уже в 2010 году сообщается почти в половине докладов из регионов. Для организации мониторинга физического развития обучающихся на базе экспериментальных площадок разработаны дневник здоровья для дошкольника, младшего школьника, подростка, старшеклассника; для специалистов – карта комплексного статуса ребенка. Несомненно, в 2011 году, как и предусмотрено федеральным Планом действий, работа по отладке системы мониторинга состояния физического развития школьников будет продолжена.
Задачи реализации направления на 2011 год … совершенствование деятельности общеобразовательных учреждений по внедрению здоровьесберегающих технологий, созданию системы целенаправленной индивидуальной работы, формированию здорового образа жизни; расширение контингента учащихся, принимающих участие в спортивной и иных видах здоровьесберегающей деятельности, а также охваченных различными оздоровительными мероприятиями (в том числе летним отдыхом); принятие организационно-педагогических мер, направленных на наиболее полное включение обучающихся в проблематику собственного здоровья, введение «паспортов спортивных достижений» (по возможности, в электронной версии), создание школьно-муниципально-региональных систем постоянного мониторинга детского здоровья; …
Медицинские аспекты Педагогические аспекты Здоровьесбережение в образовательной среде
Медицинские аспекты Область профилактической медицины (взаимодействие с центрами здоровья): выявление ранних признаков заболеваний (диспансеризация), профилактическая вакцинация, оценка функциональных резервов организма (саногенетический мониторинг) Оценка санитарно- гигиенического благополучия (взаимодействие с органами Роспортебнадзора): территории школы, школьного здания, школьного питания, структуры образовательного процесса Область клинической медицины (взаимодействие с поликлиническими учреждениями): оказание первой неотложной медицинской помощи при травмах и неотложных состояниях
Педагогические аспекты Внедрение в образовательную среду непедагогических здоровьесберегающих компонентов Здоровьесберегающие образовательные технологии
Внедрение в образовательную среду непедагогических здоровьесберегающих компонентов установка ионизаторов и увлажнителей воздуха и т.п. оборудования, дополнительные медицинские мероприятия (ЛФК, массаж, стоматологическая помощь и т.д.), дополнительные занятия оздоровительной физической культурой (тренажеры, спортивные секции и т.д.) психофизическая тренировка, психологические тренинги, оздоровительные мероприятия в организации питания (программа «Школьное молоко», витаминные комплексы, кислородные коктейли и т.д.)
Здоровьесберегающие образовательные технологии изменение содержания образовательных курсов, новые формы, методы и средства педагогического процесса (в школе и при самостоятельной работе), изменение структуры и формы подачи материала.
Направления здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий и тем, связанных с формированием культуры здоровья, в учебные программы всех уровней и по всем предметам; повышение роли уроков физической культуры в создании мотивации на формирование ценностей здорового образа жизни; повышение роли учителя в формировании культуры здоровья учащихся, с использованием как педагогических технологий, так и личного примера; организация и проведение физиолого-гигиенического и психолого-педагогического мониторинга здоровья учащихся и педагогов, как объективный метод оценки результата здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения; широкое освещение теоретических и практических наработок в области здоровьесбережения в периодической печати и специальных изданиях.
Кафедра здоровьесберегающего содержания образовательных технологий МИОО Оценка здоровьесберегающей деятельности школы = оценка результата работы, оценка эффективности здоровьесберегающей работы. Задачей образовательных учреждений является выполнение социального заказа: «…воспитать поколение свободных, образованных, творчески мыслящих граждан…» (главная задача), при сохранение здоровья учащихся и педагогов (попутная задача). Основными показателями здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений являются: Эффективность умственной работы динамика умственной работоспособностиЭффективность умственной работы (по результатам педагогической статистики) и динамика умственной работоспособности (по психологическим тестам) «Цена»«Цена» достигнутых педагогических успехов –по результатам медицинской статистики –по динамике функционального состояния основных систем организма ребёнка (нервной системы и сенсорных систем, опорно- двигательной системы, кардио-респираторной системы, систем нейровегетативной и нейроэндокринной регуляции) –по динамике физической работоспособности
физиологическая норма = сбалансированные состояния мобилизацияфункциональныхрезервов = функционально достаточныесостояния преморбидные состояния (напряжение адаптации) = функционально напряжённыесостояния срыв адаптации здоровье болезнь медицинская диспансеризация результаты – в медицинской статистике саногенетический мониторинг оценка функционального состояния и уровня функциональных резервов адаптация адаптация
количественныеметодикипсихолого-педагогическогомониторингаколичественныеметодикифизиолого-гигиеническогомониторинга оценкаэффективностиздоровьесберегающейработы учебного заведения Выбор конкретных методик мониторинга определяется: материально-технической оснащенностью материально-технической оснащенностью учебного заведения наличием квалифицированных кадров наличием квалифицированных кадров
Кафедра здоровьесберегающего содержания образовательных технологий МИОО организует и проводит следующие курсы: Здоровьесберегающее содержание образовательных технологий (144 часа, очно-дистанционное обучение); Культура профессионального здоровья педагога (144 часа, очно-дистанционное обучение); Культура здоровья и технология введения индивидуальных карт здоровья в инновационную образовательную среду (144 часа, очно-дистанционное обучение); Инструментальные методы саногенетического мониторинга (72 часа, дистанционный курс); Курс по скрининг-диагностике зрения (72 часа, очное обучение).
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ