Автор: Рышняк Г.М – 2013 учебный год Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания
http://aida.ucoz.ru2 «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…». В.А.Сухомлинский.
Здоровьесберегающие образовательные технологии. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся http://aida.ucoz.ru3
Здоровье ученика в норме, если: в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость; в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности http://aida.ucoz.ru4
http://aida.ucoz.ru5 На уроках и во внеурочной работе учитель истории решает 3 группы задач, связанных с проблемой здоровья учащихся: коррекц ионные формирующие диагностические
http://aida.ucoz.ru6 В начале урока необходимо оценить и в дальнейшем удерживать свое внимание на гигиенических условиях в классе: достаточна ли освещенность, не мешает ли шум, доносящийся из-за окон или из соседних помещений, хорошо ли проветрен класс, не слишком ли сухой воздух и оптимальна ли его температура. Для таких оценок не требуется приборов вполне хватит органолептических возможностей учителя. Но пренебрежение этими требованиями приведет к более быстрому утомлению учащихся, а в дальнейшем скажется на их здоровье. ДиагностическиеДиагностические
http://aida.ucoz.ru7 Главный объект внимания учителя его ученики. Если реализация традиционной технологии проведения урока фиксирует внимание учителя в основном на соблюдении дисциплины и успешности выполнения учащимися заданий, то для учителя, придерживающегося принципов здоровьесберегающей педагогики, не менее важно психофизиологическое состояние школьников и все, что так или иначе связано с влиянием на их здоровье.
http://aida.ucoz.ru8 возбуждены (перевозбуждены), например после урока физкультуры; утомлены, выглядят уставшими; взволнованы, тревожны, чем-то обеспокоены; сосредоточены, деловиты, настроены на урок; насторожены, напряжены; дурашливы, расторможены, расслаблены. Первичная экспресс-оценка эмоционально- психологической атмосферы в классе на уроках истории проводится по следующим показателям: И хотя нередко встречается сочетание того или иного вариантов, оценить преобладающую модальность состояния класса необходимо. Для этого учителю достаточно взглянуть на нескольких школьников своеобразных индикаторов состояния всего класса.
http://aida.ucoz.ru9 Объектом особо пристального наблюдения учителя на всем протяжении урока являются дети группы риска по здоровью, например, после перенесенного заболевания. Именно к ним должны быть адресованы индивидуальные педагогические технологии, первый шаг в реализации которых прицельная психолого- педагогическая диагностика таких учащихся на каждом уроке.
http://aida.ucoz.ru10 Решать коррекционные задачи учителю истории также приходится в широком диапазоне действий, от почти автоматических набросить во время перемены на батареи влажное полотенце при повышенной сухости воздуха, скорректировать неправильную позу ученика до технологичных изменить темп проведения урока, вовремя провести физкультминутку, разрядить напряжение шуткой, дать творческое задание и т.д. коррекционныекоррекционные
Требования к проведению физкультминуток Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность. Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой http://aida.ucoz.ru11
http://aida.ucoz.ru12 На уроках истории учитель формирует физическое, психическое (духовное) социальное здоровье обучающихся
http://aida.ucoz.ru13 Их сохранению способствует смена деятельности на уроке. Например, сначала устно пообсуждали какое-либо историческое событие, потом законспектировали в тетрадь, затем послушали учителя и т.д. Благодаря смене деятельности, урок, во-первых, проходит незаметно, быстро, потому что он интересен и многообразен, пестр по содержанию. Во-вторых, это необходимое условие сохранения здоровья на уроке истории. К воздействию на физическое здоровье во время урока относится, сохранение физических характеристик обучающихся: зрение, слух, осанка.
http://aida.ucoz.ru14 Это достигается путем совокупности следующих компонентов: смена деятельности на уроке, эмоциональность, заинтересованность обучающихся, внутреннее спокойствие учеников, их стремление к познанию. Также для развития благоприятен некоторый «нерв» на уроке, который позволяет поддерживать мобильность, собранность, дисциплинированность, аккуратность, интерес. Формирование психического здоровья развитие мышления; развитие памяти; формирование нравственных качеств; осмысленность и наполненность жизни; творческие отношения; гармония с собой и окружающим миром. Формирование психического здоровья развитие мышления; развитие памяти; формирование нравственных качеств; осмысленность и наполненность жизни; творческие отношения; гармония с собой и окружающим миром.
http://aida.ucoz.ru15 К формированию социального здоровья относится: умение жить в обществе; коммуникативность; удовлетворенность социальным статусом. К формированию социального здоровья относится: умение жить в обществе; коммуникативность; удовлетворенность социальным статусом. Это достигается посредством общения на уроке между учителем и учениками и учениками между собой, а также общественными событиями, знакомством с явлениями, известными личностями, на примере которых можно воспитать много положительных качеств у обучающихся. Обучающиеся, знакомясь с тенденциями становления и развития общества и государства, начинают лучше ориентироваться в социуме, реализовывать себя.
http://aida.ucoz.ru16 Таким образом, здоровьесберегающий компонент на уроках истории необходим в современной школе с компетентностным подходом в обучении и гуманизацией образовательного процесса в условиях модернизации, потому что «здоровый нищий счастливее больного короля».
http://aida.ucoz.ru17 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!