Здоровье- сберегающие образовательные технологии (ЗОТ)
Факторы, оказывающие влияние на здоровье человека Наследственность – 15% Экологические условия обитания – 15-20% Организация медицинской помощи – 10-15% Социально-психологический климат в обществе – 10% Образ жизни человека – 45%
Факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся 1. Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья
Факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся 2.»Забалтывание» проблемы здоровья; 3. Сужение понятия здоровья (здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов) Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов
Факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся 5. Воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов; 6. Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения
Факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся 7. Несовершенство законодательной, нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность по охране здоровья населения, в частности, детей и подростков школьного возраста
Факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся 8. Не сформированность культуры здоровья у учителей, неблагополучие их состояния здоровья;
Внутришкольные факторы ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ (шум;освещенность; воздушная среда; размер помещений, кубатура; дизайн, цвет стен – видеоэкологические факторы; стройматериалы, краска; мебель – размеры, размещение в помещении; видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры; пищеблок –ассортимент, качество пищи, организация питания; качество питьевой воды, используемой в школе; экологическое состояние прилегающей к школе территории; состояние сантехнического оборудования
Учебно-организационные факторы (администрация школы) Объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника; Расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям в учебном году; Организационно-педагогические условия проведения урока; Особенности устава школы и норм школьной жизни;
Учебно-организационные факторы (продолжение) Медицинское и психологическое обеспечение школы; Участие родителей учащихся в жизни школы; Стиль управления администрации Психологический климат педагогического коллектива; Интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района на жизнь школы;
Учебно-организационные факторы (продолжение) Наличие\отсутствие системы работы по формированию КЗ и ЗОЖ учащихся; Позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся
Психолого- педагогические факторы (учитель) Психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок; Стиль педагогического общения учителя с учащимися; Характер проведения опросов и экзаменов, проблем оценок; Степень реализации учителем индивидуального подхода;
Психолого-педагогические факторы (продолжение) Особенности работы с «трудными подростками в классе; Соответствие используемых методик и технологии обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках; Личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений
Психолого- педагогические факторы (продолжение) Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью; Обремененность учителя своими проблемами, его способность психоэмоционального переключения; Степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя; Профессиональная подготовленность учителя по вопросам ЗОТ
Удельный вес воздействия на здоровье учащихся «внутри школьных» факторов Гигиенические условия обучения – 15%; Социально-психологический климат – 10%; Медицинское обеспечение учащихся – 10%; Организация педагогического процесса – 20%; Воздействие учителя на уроках – 45%;
Перечисленные факторы – поле нашей деятельности, те направления, работая по которым, можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья подрастающего поколения, превратить «здоровьеразрушающую» систему общего образования в «здоровьесберегующую»!
Некоторые аксиомы здоровья и условия ее сохранения 1. Угрозы к здоровью (неблагоприятные факторы)4 2. Врачи не защитят! 3. Стратегия выживания (сочетание защиты «З» с укреплением «З»)! 4. Грамотность в вопросах здоровья! 5. Только индивидуальный подход может быть эффективной!
Некоторые аксиомы здоровья и условия ее сохранения 6. Забота о здоровье духа не менее важна, чем забота о здоровье тела! 7. Неправильно организованное образование вредит здоровью! 8. Защитите своих учеников! (применение ЗОТ)
ЗОТ - это образовательная технология не наносящая вред здоровью учащихся. Отличительные особенности: -целенаправленная забота о здоровьи учащихся; -следование принципу «не навреди!» (минималистический подход)
ЗОТ - это Качественный сертификат любой педагогической технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья»и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения. (максималистический подход)
ЗОТ - это Совокупность приемов, методов, технологий построенных на единой методологической основе и направленных на сохранение и укрепление физического, психологического здоровья учащихся, формирования у них КЗ, а также на охрану здоровья педагогов.
Отличительные особенности Комплексный подход к охране здоровья; Научная обоснованность программы; Учет индивидуальных особенности учащихся; Внимание к психологическому здоровью учащихся; Реализация принципа личной ответственности за свое здоровье; Здоровье учителя – как обязательное условие здоровья школьников
Основные группы ЗОТ
1. Технологии, направленные на оптимизацию гигиенических условий обучения
2.Технологии, направленные на организацию образовательного процесса
3.Технологии, направленные на предупреждение основных школьных болезенй и дезадаптационных состоянии
4. Технологии, направленные на индивидуализацию образовательного процесса с учетом состояния здоровья учащихся
5. Технологии, направленные на предупреждение и коррекцию школьных стрессов
6. Технологии диагностики и мониторинга здоровья учащихся
7. Технологии, направленные на обучение школьников здоровью. 8. Технологии, направленные на воспитание у школьников КЗ и предупреждение вредных привычек
9. Технологии, направленные на приобщение к охране здоровья школьников и их родителей 10. Технологии охраны здоровья педагогов
11. Технологии активного формирования и укрепления здоровья учащихся (с обязательным медицинским сопровождением)
12. Технологии формирования здоровьесберегающего пространства школы