Здоровьесберегающие технологии в школе МОУ « СОШ 61» Дорогова Е. Н. ( по материалам программы Шкель В. Ф.)
5 компонентов здоровьесбережения Здоровая окружающая среда Рациональное питание Качественное медицинское обслуживание Систематическое распространение знаний о здоровье Взаимодействие школы и социума в вопросах сохранения здоровья
Их здоровье в наших руках.
Школы, содействующие здоровью 1. Системность мероприятий, направленных на укрепление здоровья (тесная связь всех педагогических и медицинских сотрудников школы); 2. Учебный процесс организован разумно и природосообразно (расписание, нагрузки-соответствуют возрастным особенностям).
Создать школу здоровья - БОЛЬШОЙ ТРУД !
3-х компонентная модель школы, содействующей здоровью: 1. Ориентация в поведении на укрепление здоровья ; 2. Школьная медицинская служба проводит раннюю профилактику и идентификацию ; Здоровая школьная среда : безопасное питание, соблюдение санитарных норм, здоровый психологический климат.
С чем мы боремся ? Школьные факторы риска : 1. Стрессовая педагогическая методика ( крик ) 2. Интенсификация образования ( большие нагрузки ) 3. Несоответствие методик обучения возрастным особенностям ;
Преждевременное начало систематического обучения ; Несоблюдение физиологических и гигиенических требований в учебном процессе ; Неграмотность педагогов в вопросах здоровьесбережения школьников ;
Перегрузки …..
Массовая безграмотность родителей в вопросах здоровьесбережения детей ; Недостаточная развитость системы физического воспитания детей ; Отсутствие системы работы по формированию ценностей здоровья ;
ОПАСНОСТЬ школьных факторов риска : Действуют в период интенсивного роста ; Действуют комплексно и системно ; Действуют длительно (9-11 лет ); Негативные последствия аккумулируются, переходят в выраженную патологию ;
Низкий уровень физического и психического здоровья школьников - ПРЕПЯТСТВИЕ на пути модернизации Российского образования !
Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья школьников : Давать ученикам реальную нагрузку ; Использовать эффективные методы обучения ; Повышать качество занятий физической культурой ; Проводить мониторинг состояния здоровья школьников ;
Улучшать организацию питания ; Рационализировать досуговую деятельность, каникулярное время и летний отдых обучающихся.
Что нам мешает ? Низкий уровень познавательной активности ребят ; Низкий уровень мотивации учебной деятельности ; Неустойчивость эмоциональной сферы ; Высокий уровень тревожности подростков ; Несформированность навыков общения.
Первые шаги по созданию школы здоровья : Создание благоприятного психологического климата ; Применение личностно - значимых методов работы ; Индивидуальные задания разных типов и уровней ; Индивидуальный темп учебной деятельности ; смена видов деятельности.
Анализ урока с позиции здоровьесбережения : Количество видов учебной деятельности (4-7); Продолжительность 1 вида деятельность - 10 минут ; Количество видов преподавания - не менее 3; Чередование видов преподавания - через мин.; Наличие метода свободного выбора действий ;
Активные методы обучения ( игра, исследование, обсуждение и т. д.); Применение ТСО ; Чередование поз учащихся ( следить за осанкой ); Наличие оздоровительных моментов на уроке ( физкультминутки, динамические паузы, релаксация, гимнастика для глаз и т. д.);
Наличие в содержательной части урока вопросов о здоровье ; Наличие мотивации деятельности учащихся ( похвала, поддержка, соревновательный момент ); Позитивный психологический климат на уроке ( сотрудничество, дружелюбие, взаимопонимание );
Наличие эмоциональных разрядок на уроке ( шутка, отвлеченная короткая беседа и т. д.) Плотность урока - 60%; В момент наступления утомляемости ( падение внимания )- пауза ;
Спокойное завершение урока, без суеты, комментарии домашнего задания ; НЕЛЬЗЯ задерживать учеников после звонка на перемену ! Перемена - ЭТО ВРЕМЯ ИХ ЗАКОННОГО ОТДЫХА !
Ура ! Перемена !!!!!!!!
Формы и методы здоровьесбережения в ОУ Неудовлетворительное состояние внутришкольной среды ---- Монитогинг состояния помещения, школьной мебели, оборудования ; Нерациональная организация учебного процесса ---- Гибкое чередование учебной и неучебной деятельности, гибкое моделирование образовательной траектории ;
Низкая двигательная активность ---- Включение в режим учебного процесса динамических минуток ; Неадекватные приемы и методы преподавания Гибкие формы обучения, индивидуальный подход ;
Стрессовые ситуации на уроке Ценностая система воспитания, система дополнительного образования ; Нарушение здоровья учащихся Физкультурная работа, лечебные процедуры ;
Отсутствие культуры здоровья Лекции, беседы, просветительская работа с родителями и учениками.
Мы за них в ответе.